Войны Тевтонского ордена с Литвой и Польшей в XIV веке

Проблема войны с Литвой стояла перед Орденом с первых же шагов его появления в юго-восточной Прибалтике. После 1237 г. крестоносцы были вынуждены бороться за территориальную общность с меченосцами. На пути завоевателей оказались курши и литовцы. Со временем куршей постигла общая участь племен, боровшихся с Орденом, а вот с литовцами все оказалось сложнее.

Орден понимал, насколько это серьезный противник. В отличие от других племен, литовцы создали свое государство и, несмотря на внутренние проблемы, могли успешно противостоять агрессии.

В период покорения Пруссии Ордену приходилось вести настоящие боевые действия с литовскими отрядами, заключать договоры с Миндовгом и против литовцев. Все это кардинально проблему не решало. Покоряемые пруссы часто уходили в Литву и оттуда продолжали вести борьбу с захватчиками. В то же время вести масштабные боевые действия против Литвы Орден не мог, так как в его тылу сохранялся значительный протестный потенциал язычников.

Впервые в военных планах Ордена Литва появляется в 1245 г., когда император Фридрих II пожаловал крестоносцев землями Курляндии, Литвы и Земгалии. При этом в жалованной грамоте слово в слово повторялся текст Золотой буллы 1226 г. о передаче Ордену прусских земель. Но в то время Ордену не приходилось думать о литовских землях, ему тогда в самый раз было защитить себя и свои завоевания в Пруссии и Ливонии от тех самых литовцев.

Когда Орден, по данным Дусбурга, готов был к ведению войны с Литвой, каких-либо владений там он не имел. Основные усилия Тевтонский орден сосредоточил против Жемайтии, одной из двух литовских земель (Жемайтия и Аукштайтия). Начало походов в Жемайтию положил магистр Пруссии Конрад фон Тирберг, который захватил и сжег принеманскую крепость Бисена. Затем крестоносцы перенесли свои усилия в район Гродно. Подобные набеги стали практически ежегодными. Но набегами все и ограничивалось.

Дело в том, что территория Литвы не ограничивалась двумя землями. Шло формирование большого государства за счет владений распавшегося Древнерусского государства. Мобилизационный ресурс Литвы в этом отношении был весьма значительным. Орден, хотя и испытывал «подпитку» из центральных районов Германии, одолеть литовский барьер в Прибалтике не мог.

Более того, литовцы и жемайты предпринимали ответные действия, они совершали успешные походы в Кульмскую землю, Самбию, Натангию. По сообщениям Дусбурга, с 1293 по 1323 г. ими было совершено 15 походов в Пруссию и пять — в Ливонию. Казалось, что конца этим обменам ударами не будет.

В конце XIII в. обострились отношений ордена с рижским архиепископством. По мере того как Рига все более и более становилась торговым центром на Балтике, Тевтонский орден стремился, по крайней мере, к совместному с архиепископом управлению ею. Однако возникла угроза интересам Ордена со стороны рижских бюргеров. Первые конфликты возникли в 1274 г., а в 1297 дело дошло до открытого военного противостояния. Рижане в помощь себе позвали литовского князя Витена.

Однако, рассматривая политику Ордена на рубеже XIII—XIV вв., было бы неверным сосредоточивать внимание только на ее восточных аспектах. Дело все в том, что экспансия Ордена после 1283 г. имела не только восточное, но и западное направление. Ордену было необходимо обеспечить надежную связь с ближайшей немецкой территорией — с Бранденбургской маркой. Так объектом орденской агрессии стало Поморье.

Здесь успехи Ордена были более значительны. Он завоевывает Восточное (Гданьское) Поморье, в 1309 г. переносит в Мариенбург свою столицу и фактически становится окончательно независимым государством как от империи, так и от папства. Самостоятельность Ордена проявлялась, прежде всего, в одностороннем восприятии им всех действий папы и императора. Если это составляло выгоду для Ордена, то эти действия воспринимались положительно. В ином случае дело доходило до прямого неповиновения. Орден даже отлучали от церкви, как это произошло в 1312 г.

Аналогичный конфликт произошел и из-за Поморья. Польша находилась под особой опекой папы, так как она в XIV в. стала платить Риму так называемый «динарий святого Петра». Папе было выгодно заставить Орден отдать Польше Поморье, а затем получить от него денежную контрибуцию в размере 30 тысяч польских марок за ущерб, нанесенный Поморью со времени его захвата, а также оплатить судебные издержки. Орден опротестовал это решение, папа остался при своем мнении, но и Орден не отказался от Поморья.

Итак, вокруг Ордена появились два государства, испытывавшие к нему, мягко говоря, недружественные чувства. Естественным было установление между Польшей и Литвой союзнических отношений, хотя в XIII в. литовцы часто совершали набеги на польские земли. Где-то с 1306 г. такие набеги прекращаются. Скорее всего, литовцам уже просто не хватало сил бороться и с Тевтонским орденом и одновременно выступать против поляков.

Когда в 1320 г. Владислав Локетек объединил Польшу, он вдруг обнаружил, что помощь римской курии не способна решить внешнеполитические проблемы Польши. Надо было самому искать союзников, чтобы противостоять крестоносцам. Одним из таких союзников стал венгерский король Карл Роберт Анжуйский, которому Локетек отдал в жены свою дочь Эльжбету. Когда появилась возможность установить отношения с Литвой, Локетек не отказался и от такого шанса. В 1325 г. союз Польши и Литвы был скреплен браком сына Владислава Локетека Казимиром с дочерью литовского князя Гедимина Анной-Алдоной.

Формирование союзнического польско-литовского фронта против Тевтонского ордена заставило его в свою очередь искать себе союзников. Орден заключил ряд договоров с князьями Западного Поморья, Галиции и Мазовии. Но наиболее действенными оказались союзы с брандербуржцами и чехами, настроенными антипольски. Иоганн Люксембургский, преемник Пржемыслов, претендовал и на польский престол, в чем его поддерживал император Генрих VII.

Война между двумя коалициями началась в 1327 г. Орден приступил к организации крестового похода в Литву, и с этой целью чешский король привел свои войска в Пруссию. В свою очередь Локетек совершил опустошительный поход на Кульмскую землю. В сентябре 1330 г. литовские войска дошли до Бартенштайна. Иоганн, отказавшись от похода на Литву, завоевал Добжинскую и Плоцкую земли, прошел с огнем и мечом по Великой Польше.

После этого Орден и Польша заключают между собой перемирие до мая 1233. Спор между двумя сторонами был передан на рассмотрение монархов Чехии и Венгрии. Правда, Владислав третейского суда не дождался, он умер в 1333 г., а сменивший его на польском троне Казимир продлил перемирие и постарался организовать совместный польско-литовский поход на Бранденбург, нанося тем самым удар по интересам Ордена в Пруссии и Поморье.

Важную роль в разрешении этого военного конфликта сыграла дипломатия. По сути, она в это время перекраивала политическую карту юго-восточной Прибалтики. Прежде всего, король Иоганн отказался от давнишних претензий на Поморье, передав его Ордену. Король, всячески поддерживавший Орден, дарил ему даже то, чем в настоящее время не обладал. Например, передавая Ордену половину захваченных добжинских земель, он одновременно отдавал и половину еще не завоеванной Мазовии.

Но вскоре полякам удалось добиться отказа короля Иоганна от притязаний на польскую корону. Вопрос решился достаточно просто: на съезде в Вышеграде поляки заплатили чешскому королю 20 тысяч коп пражских грошей, и жизненным интересам Польши Чехия больше не угрожала.

Впрочем, Ордену удалось сохранить ряд своих позиций. На том же съезде чешский и венгерский монархи, решая спор поляков и Ордена по поводу захваченных польских земель, в целом, остались на стороне Ордена: они обязали крестоносцев вернуть Польше Куявию и Добжинскую землю, а Поморье и Кульмская земля сохранялись за Орденом в качестве «вечного дара».

Возмущенный таким несправедливым решением, Казимир обратился за помощью к папе. Отношения Ордена и папы были обострены до крайности, и папа, ответив, что не может «не выступить против захватчиков, поджигателей, святотатцев и злодеев», так он назвал крестоносцев, возобновил процесс, который состоялся в 1339 г. в Варшаве. Несмотря на то, что приговор был не в пользу Ордена, история предыдущих процессов повторилась: Орден просто не выполнил решение суда и земли не вернул.

Крепкого союза Польши и Литвы против Ордена не получилось. Ордену удалось, где с помощью силы, где с помощью дипломатии, разъединить союзников и действовать в своих интересах.

После Вышеградского перемирия 1335 г. Тевтонский орден усилил натиск на Литву. Началось сосредоточение сил для похода в Литву. В январе 1337 г. в Пруссию прибыл король Иоганн с сильным войском. Используя разногласия папы и императора в области балтийской политики, Тевтонскому ордену удалось добиться от императора Людвига фон Байера выдачи грамоты великому магистру Дитриху фон Альтенбургу на покорение Литвы. В грамоте указывалась Жемайтия и ряд русских княжеств, входивших тогда в состав Литовского княжества: Полоцкое, Пинское, Туровское, Волынь и т. д. В декабре этого же года еще одной грамотой император передал права Ордену и на Аукштинию.

В то же время Ордену удалось добиться крупных успехов в мирном переговорном процессе с Польшей, который завершился в 1343 г. Калишским миром. Польский король в это время ориентировал свою политику на захват Галицко-Волынской земли, поэтому а своем тылу, на границе с Тевтонским орденом, ему нужно было спокойствие. Орден ничего против на этот момент не имел, а ценой такого умиротворения стал отказ Казимира от притязаний на Кульмскую землю, замок Нессау, часть куявских владений, Померанию, Михайловскую землю. Более того, Казимир дал обещание не оказывать помощь язычникам (литовцы окончательно оказались в одиночестве) в их конфликте с Орденом. И вообще, для Ордена должна была складываться благоприятная обстановка в регионе.

В таких условиях Орден и сосредоточил основные усилия на покорение Литвы. Но время было упущено. Политическая ситуация в Литве стабилизировалась, Гедимину удалось создать мощное государство, разговаривать с которым на языке оружия крестоносцам становилось все труднее и труднее. В одном из сражений с крестоносцами Гедимин погиб, но князь Ольгерд с братом Кейстутом смогли не только противостоять Ордену, но и совершили ряд походов в Пруссию. Наиболее крупным оказалось сражение под Рудау 17 февраля 1370 г. На поле боя встретились главные силы литовцев, возглавляемые Кейстутом и Ольгердом, и Ордена во главе с маршалом Иоганнесом Шиндекопфом. Сражение было упорным, характеризовалось большими потерями (погиб сам маршал), но Ордену удалось взять верх.

Практически ежегодный обмен ударами между Тевтонским орденом и Литвой мог продолжаться еще долго. Но начала меняться общеполитическая ситуация для всех участников конфликта.

Литовцы на своих восточных границах начинали ощущать давление со стороны Московского княжества, стремившегося вернуть себе древнерусские земли. Литва еще продолжала совершать набеги на северо-восточные районы Польши, но эти набеги уже тяготили обе стороны. Литве нужен был союзник для борьбы с Тевтонским орденом.

От такого союза выигрывала и Польша. Прекращалась война за Галицкую Русь (объект претензий и Литвы), появлялась надежда на возвращение земель, утраченных в результате экспансии Тевтонского ордена. Важным обстоятельством была возможность христианизировать Литву. Тем самым окончательно утрачивался главный козырь крестоносцев, стремившихся к этой же цели, но силой оружия.

В результате, в 1385 г. в Креве был подписан договор об унии двух государств. Литовский князь Ягелло за руку королевы Ядвиги и польский престол дал обещание «земли свои Литвы и Руси присоединить на вечные времена к Польскому королевству».

Тевтонскому ордену впереди предстояли нелегкие времена, по прошествии которых Орден оказался под властью польской короны.

Источники:
1. Очерки истории Восточной Пруссии; Калининград: ФГУИПП "Янтарный сказ", 2002
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru