Португалия в XIII - XIV веках

Вся первая половина XIII в. была наполнена ожесточенными конфликтами, в основе которых лежали классовые антагонизмы. Эти конфликты почти непрерывно продолжались вплоть до прихода к власти Афонсу III в 1248 году.

Непродолжительное царствование Афонсу II (1211 - 1222) с самого начала и до конца было борьбой против привилегированных классов. Основными вехами этой борьбы были: гражданская война 1211 - 1216 гг., конфликты с высшим духовенством и принятие широкого и жесткого законодательства против злоупотреблений со стороны знати и духовенства.

Начало гражданской войны связано с завещанием Саншу I: он завещал своим дочерям-инфантам имущество, включавшее владение укрепленными городами Аленкер и Монтемор-у-Велью. Инфанты сочли, что им принадлежит вся власть над унаследованными землями, вплоть до суверенных прерогатив. Король же считал, что завещанное наследство не означало отчуждения данных территорий от королевства в целом, а значит, над ними должна осуществляться верховная королевская власть.

Однако инфант поддержала значительная часть дворянства. Из Кастилии прибыли дворяне, недовольные тем, что им приходилось скрываться в эмиграции. Король Леона предоставил свое войско для того, чтобы поддержать мятеж высшего португальского дворянства. Афонсу II оказался в очень трудном положении: королевская армия была разгромлена, а Коимбра, игравшая роль столицы, по-видимому, оказалась в руках дворян. Король бежал в Гимарайнш. В разгар конфликта состоялся поход португальцев в Навас-де-Толоса, и это лишило короля поддержки муниципальных войск, которые - и это известный факт - приняли массовое участие в той битве и храбро сражались.

Вмешательство папы Иннокентия III позволило Афонсу II найти решение, которого он не мог достичь силой оружия. Однако его победа была победой лишь наполовину: король был вынужден возместить инфантам убытки в значительных размерах из-за причиненного войной ущерба принадлежавшим им территориям; гарнизоны мятежных замков были переданы в руки тамплиеров (подчинявшихся, в свою очередь, папе); инфанты получили гарантии стабильных доходов от принадлежавших им земель. Зато король сохранил суверенитет над этими территориями.

Высокого накала напряженности достигли и отношения с духовенством.

Политика короля была направлена на последовательное ограничение иммунитета, которым пользовалось духовенство: распространение королевской юрисдикции на церковников, требование участия населения земель, принадлежавших монастырям и церквам, в строительных работах, инициированных королем; аннулирование дарственных и других сделок по приобретению имущества. Вопрос о кольейте привел к выходу наружу скрытого конфликта. Кольейта - взимание продовольствия для королевского дома; ее всегда требовали при посещении королем городов и поселков. Эта прерогатива активно использовалась: король и его небольшой двор непрерывно разъезжали по своим землям. Но особенно это было важно в политическом отношении, поскольку означало, что королевская власть распространяется на любую часть территории, даже если она пользуется иммунитетом в качестве владения церкви или дворян.

Этим объясняется та энергия, с которой архиепископ Браги отстаивал тезис о том, что земли архиепископата не должны платить кольейту. Вопрос обострился, и прелат отлучил короля от церкви. Король направил военные отряды конселью Коимбры и Гимарайнша, чтобы силой захватить земли архиепископа и уничтожить там амбары, виноградники, зернохранилища. Еще больше проблема осложнилась после того, как вооруженные отряды дворян совершили набег со стороны северной границы, чтобы опустошить земли, принадлежавшие королю. Вновь вопрос был передан в руки папы, однако, пока тянулось его решение, в 1212 г. король умер. Церковь запретила христианское погребение короля.

Борьба против светских и церковных феодальных тенденций нашла свое отражение и в ряде законодательных мер. Закон о дезамортизации (первый в ряду законов, которые будут приняты в последующие периоды правления королей) запрещал религиозным орденам покупку недвижимого имущества. Комиссии королевских чиновников проводили "расследования" (inquiricoes), объезжая всю территорию страны и выясняя юридический статус собственности, основания для иммунитета и привилегий, которые приписывали себе ее владельцы. "Конфирмациями" назывались акты признания дарения и привилегий, предоставленных предыдущими монархами. Такое подтверждение делалось или милостью короля, или после изучения соответствующих документов.

Впервые подобные административные меры были применены королем Афонсу II; в период правления Афонсу III, Диниша и Афонсу IV они показали свою эффективность в борьбе за права короны против постоянных незаконных присвоений со стороны представителей привилегированных классов.

Вскоре после вступления на трон Афонсу II собрал в Коимбре на собрание прелатов, вельмож и другую знать. Это были первые кортесы, о которых до нас дошло письменное свидетельство, поэтому принято считать их первыми португальскими кортесами. Традиция проведения кортесов пришла из времен вестготской монархии; она укоренилась при дворе леонских королей с X в., что документально зафиксировано. Это были собрания королевской курии: баронов, состоявших на королевской службе, высшего дворянства, губернаторов земель, прелатов и членов королевской семьи. Все эти лица вновь появляются при совместных подписаниях грамот канцелярии Афонсу Энрикиша, что дает право допустить: такого рода собрания проходили начиная с правления первого португальского монарха.

Историки соотносят кортесы в Коимбре 1211 г. с публикацией важных законов, составивших наиболее ранний португальский законодательный свод. Определенно можно сказать, что эти законы относятся к периоду правления Афонсу II и, возможно, были изданы не одновременно. Основной смысл принимавшихся мер - защита имущества короны, запрет на злоупотребления королевских чиновников и гарантирование личных свобод. Желание защитить народ от произвола власть имущих хорошо отражено в некоторых из них. К примеру, на территории всего королевства грандам запрещалось покупать продукты по ценам ниже королевских, как это "делалось по старой дурной привычке"; каждому свободному человеку разрешалось самому выбирать, с кем жить; рыцарям запрещалось присваивать имущество виллана. В преамбуле этого закона говорится: "...Наше дело- оказывать милость несчастным и защищать их от власть имущих..."

Энергия, с которой корона вела борьбу против сил феодализации, вызвала реакцию со стороны крупных сеньоров вскоре после смерти Афонсу II (1223). Новый король, Саншу II, был еще ребенком; бароны захватили в свои руки власть и правили в обстановке внутренних смут. Политическая анархия отразилась в источниках: полное отсутствие письменного законодательства, документации королевской канцелярии, прекращение требования подтверждений и запросов, упоминание частых междоусобных войн.

Кортесы собирались за все царствование только один раз: в 1229 г. в Коимбре, и их созыв связан с вмешательством папского легата, приехавшего в Португалию с целью утихомирить конфликты и восстановить порядок. Из некоторых форалов явствует, что они были дарованы этим папским легатом.

Некоторые епископы, недовольные представители знати и населения городов подавали в Рим жалобы, в которых внутреннее положение в стране описано как господство абсолютной анархии и насилия. Вследствие этих жалоб папа Иннокентий IV лишил португальского монарха престола и передал его младшему брату короля, Афонсу, графу Болонскому, уже много лет проживавшему во Франции. Прежде чем отправиться в Португалию, Афонсу подписал в Париже в присутствии португальских епископов-эмигрантов документ, по которому обязывался не только уважать иммунитет церкви, но и сохранять за всеми общинами, селениями и рыцарями их обычные и писаные права и привилегии (bons costumes e foros escritos), существующие со времен его деда и прадеда.

Он высадился в Лиссабоне без всякого войска, но сразу же получил поддержку населения города. Саншу не подчинился решению папы и приготовился оказать вооруженное сопротивление. Борьба длилась два года; значительная часть знати поддерживала Саншу, но население городов встало на сторону Афонсу. Во многих случаях сами местные жители захватывали замки, изгоняя оттуда наместников низложенного короля.

В самом старом нарративном источнике об этих событиях - Хронике 1419 г. еще прослеживается характер этой гражданской войны, имевшей много общего с той, которая в конце следующего века приведет на трон Авишского магистра. "... Столь велика была радость людей, когда граф вступил в Португалию, ведь они ждали от него спасения от всех смут, в которые они были погружены, что многие из городов и местечек, которые там были, передавались ему по доброй воле". И в другом пассаже: "Король дон Саншу не был любим народом".

Драматические события гражданской войны породили отзвуки в литературе. Среди наиболее известных - легенда о коменданте Коимбры, который сдал городской замок только после того, как король Саншу умер, перед смертью вручив ему символические ключи. Это - образное выражение феодальной этики, которое можно сопоставить с многочисленными упоминаниями в народных песнях и родословных книгах бесчисленных измен комендантов замков. Другая интересная историческая традиция - та, что связывает с этой революцией полулегендарную-полуреальную фигуру брата Жила из Сантарена, который якобы находился в числе духовных лиц, вручивших Саншу буллу, лишавшую его престола. Согласно легенде, брат Жил, подписавший еще во Франции договор с дьяволом, позднее приобщился к лику святых. Святой для победившей партии, дьявол для побежденных.

Другим напоминанием о политическом кризисе тех лет служит перемена, сделанная в королевском флаге Португалии: герб с пятью щитами (quinas) был окружен алой полосой с изображением замков. Это было феодальное знамя, которое граф Болонский должен был использовать во Франции: щиты напоминали о португальском королевском происхождении, замки означали родство с королевой-регентшей Франции, Бланкой Кастильской. Этот феодальный штандарт, применявшийся во время гражданской воины для различения с людьми короля, становится в дальнейшем, после победы графа Болонского, государственным флагом.

Победа революции означала возврат к политической линии на союз между королем и народными массами в общей борьбе с растущим влиянием привилегированных слоев.

Спустя небольшое время после окончания войны Афонсу III созвал кортесы, из актов которых явствует присутствие представителей городов и местечек, то есть сельской и городской буржуазии, поддержавшей нового короля в гражданской войне. Открытое упоминание об этом относится к кортесам в Лейрии в 1254 г., но почти наверняка можно говорить об участии народных представителей уже в кортесах 1250 г. в Гимарайнше.

В 1258 г. был дан приказ о начале королевских расследований, итоги которых послужили основой для широкомасштабных мероприятий по реорганизации управления. Злоупотребления знати в отношении вилланов были пресечены, усилены гарантии муниципальных свобод. Хроника 1419 г. говорит: "...поддерживал [король] свое хозяйство в большом порядке, а королевство в великой справедливости и спокойствии. И поправил дела страны, которая была в большом ущербе со времен его брата, короля дона Саншу Капелу".

Афонсу III умер в 1279 г., но политический курс не менялся и в первую половину царствования его преемника, Диниша I. Когда последний взошел на трон, ему пришлось столкнуться с оппозицией части знати, возглавленной братом короля, оспаривавшим у него власть. Но Диниш I всегда был достаточно силен, чтобы подавить выступления мятежных сеньоров (1281, 1287 и 1299), которые не встречали никакой поддержки населения. Наоборот, во время одного из их наступлений им пришлось столкнуться с противостоянием со стороны "коммун всей нашей земли"; это было сражение, получившее известность как "бой при Алфаятиш" в 1287 г.

Обстановка политического мира отразилась на общем развитии страны, в экономической сфере, в совершенствовании административного аппарата государства и в культурном прогрессе. Первая и вторая половины XIII в. очень разные по своим историческим характеристикам периоды. Первый - это время междоусобной борьбы и засилья знати, второй - фаза исключительного прогресса, отмеченная социальным и политическим равновесием. 2

Автор "Хроники Диниша I", написанной в первой четверти XV в., цитирует более раннюю хронику, согласно которой якобы произошли перемены в политике во второй половине царствования Диниша. "История гласит, что [после того, как у него появились незаконные дети] он во многом отступил от той справедливости и того правления, которое было для него обычно в его земле".

Многие факты подтверждают изменения в политическом курсе, установившемся со времен революции 1245-1247 гг.: кортесы перестали собираться, король сделал большие пожалования знати, в 1295 - 1297 гг. велись войны с Кастилией. Крупные феодалы узурпировали прерогативы королевской власти, такие, как посвящение в рыцари и суд высшей инстанции, новшества, с которыми, впрочем, король пытался бороться. Длительный период мирного царствования Афонсу III и Диниша I привели к значительному прогрессу в экономике и социальной жизни, но сама политическая стабильность вела к укреплению позиций знати и усилению ее влияния на остальные слои населения.

С этим естественным образом связана гражданская война, которая с небольшими перерывами тянулась с 1320 по 1324 г. Побудительным толчком и поводом к войне стал мятеж инфанта Афонсу (будущего Афонсу IV), считавшего, что отец хочет обойти его в наследовании престола в пользу своего незаконного сына Афонсу Саншиша. Но немногочисленные известные факты показывают, что события значительно превзошли масштабы чисто семейного конфликта. Страна разделилась на две партии, и мятежный инфант пользовался поддержкой городских коммун (конселью). Идейным руководителем мятежников был плебей, которого инфант сделал своим канцлером, адвокат из Бежи, сын плотника. Многие современные источники обвиняют его в том, что он "красивыми словами" прельстил многие конселью и многих фидалгу. Обвинения мятежников касались не только предпочтения, оказываемого Афонсу Саншишу, но и того, что справедливость перестала царить в стране. Надо иметь в виду, что справедливость часто понимается в ту эпоху как общественный порядок, равновесие между великими и малыми, сильными и слабыми.

При поддержке населения (которое в отдельных случаях изгоняло королевских комендантов из замков) инфант овладел многими населенными пунктами: Лейрией, Коимброй, Монтемором, Фейрой, Гаей, Порту. Жители Гимарайнша также обещали ему сдать город, но один верный королю знатный сеньор с помощью большого числа рыцарей помешал осуществить этот план. Данный факт вызвал такую народную ненависть в отношении этого сеньора, что король дал ему специальное разрешение укрепить свой дом, чтобы избежать мести жителей. Во вторую кампанию инфант Афонсу начал наступление на Лиссабон; король вышел ему навстречу, но бывшие в его армии коммунальные войска дезертировали и перешли на сторону Афонсу. Последний эпизод этой борьбы произошел в Сантарене, также поддержавшем инфанта. Король проник со своими рыцарями в город против воли жителей; после кровопролитного боя он вынужден был уступить, издав указ об изгнании из королевства и конфискации имущества Афонсу Саншиша и об отставке знатного сеньора, отличившегося при обороне Гимарайнша. Сторонами были даны друг другу гарантии мира и объявлено о взаимном прощении обид. Вскоре после этого Динишумер (1325).

Политика победившей партии устанавливается уже в начале царствования: созыв кортесов для борьбы со злоупотреблениями влиятельных лиц, отмена пожалований, сделанных в последние двадцать лет предыдущего царствования.

Афонсу Саншиш и многочисленные феодалы, нашедшие убежище в Кастилии, попытались вести войну, но она ограничилась пограничными стычками, не получив никакой поддержки внутри страны. Один из незаконных сыновей Диниша I был обвинен в сговоре с мятежниками, подвергнут суду и обезглавлен. Вводная и мотивировочная части приговора представляют собой своего рода политическую декларацию: король существует для того, чтобы обеспечить каждому равным образом его права, чтобы народы обрели мир, милость и благо. Измена королю - это одно из самых тяжелых преступлений "как против Бога на земле, так и против Народа, который должен всегда защищать жизнь, потомство, честь и здоровье короля, так как последний олицетворяет жизнь, честь и потомство народа".

При дворе растет число юристов, проникнутых централизаторским духом римского права, и их влияние заметно в колоссальном законодательном труде, который, имея целью совершенствование отправления правосудия, постепенно ведет к его централизации. К этому царствованию относится введение института "внешних судей" (juizes de fora), назначаемых королем, которые мало-помалу заменяют собой судей, избираемых жителями конселью. "Устав о коррежедорах" (regimento dos corregedores), принятый в конце этого царствования, еще более обозначил тенденцию рассматривать юстицию как функцию государства. Вмешательство влиятельных феодалов в судопроизводство было запрещено под страхом суровых наказаний; личная месть - старый обычай знати самостоятельно сводить счеты между собой - воспрещалась под угрозой смертной казни.

Забота о справедливости в смысле равного обращения с малыми и великими вдохновляла деятельность короля. В решениях, принятых после Лиссабонских кортесов 1352 г. (и вызванных необходимостью бороться с нехваткой рабочей силы - последствием чумы 1348 г.), определено, чтобы соблюдались старые нормы об обязательном труде неженатых молодых людей. Но рекомендуется "уравнивать работников среди народа, с тем чтобы бедные были в равном положении с богатыми".

Двумя военными эпизодами отмечено царствование Афонсу IV; им он обязан прозвищем Смелый, которое было дано этому монарху потомками.

Первый относится ко временам гражданской войны в Кастилии (1336- 1338). Причины кроются в брачной политике, очень распространенному в то время среди иберийских монархов средству создания союзов и политических блоков. Одна из дочерей Афонсу IV была замужем за королем Кастилии, но затем была им покинута и подверглась унизительному обращению. С другой стороны, король Португалии устроил брак наследника престола, Педру, с дочерью испанского гранда, одного из вождей знатных феодалов, выступавших против короля. Последний воспрепятствовал тому, чтобы дочь его врага приехала в Португалию. Все это вписывается в более широкий контекст борьбы за достижение политического равновесия на полуострове, происходившей в XIV в. Война, помимо обычного разорения приграничных земель и одного вторжения кастильцев в глубь португальской территории, которое было остановлено португальскими войсками на подступах к Порту, была отмечена также крупными морскими сражениями, закончившимися разгромом португальского флота около мыса Сан-Висенти в Алгарви. Уже во время войны Диниша I против Кастилии, а позднее в войнах короля Фернанду имели место значительные морские битвы и разорение испанских портов португальскими кораблями, что, возможно, отражает торговую конкуренцию. Мир был заключен после переговоров при посредничестве папы римского и не принес ощутимых преимуществ ни одной из сторон.

В 1340 г. войско правителя Марокко переправилось на полуостров и вместе с силами правителя Гранады начало вторжение в земли христиан. Король Кастилии попросил помощи у португальского монарха, и объединенное войско дало противнику сражение на берегах реки Саладу, добившись крупной победы. Это была последняя серьезная угроза восстановления мусульманского господства. Сражение было описано неизвестным португальским автором, который, судя по всему, участвовал в нем. Этот текст рассматривается как одно из высших достижений средневековой португальской прозы.

Именно к правлению Афонсу IV относится эпизод гибели Инес де Кастро. Это событие, несмотря на свое скромное политическое значение, получило длительный и глубокий эмоциональный резонанс в обществе, что заслуживает специального рассказа даже в таком кратком изложении португальской истории, какое представляет собой данная книга.

Инес де Кастро принадлежала к очень могущественной галисийской дворянской семье и происходила по внебрачной линии от короля Санчо IV Кастильского. Она также была в какой-то степени связана родством с семейством Альбукерке. Афонсу Саншиш,, незаконный сын короля Диниша, которого Афонсу IV смертельно ненавидел и из-за которого страна была погружена в гражданскую войну, женился на владелице замка Альбукерке. Эту женщину Инес де Кастро называла матерью, потому что именно она ее вырастила.

В 1350 г. в Кастилии разразился мятеж крупных феодальных сеньоров против короля Педро I. Вождем мятежа стал именно Хуан Альфонсо де Альбукерке, сын Афонсу Саншиша и таким образом сводный брат Инес де Кастро. Он наверняка пользовался своим влиянием на Инес, чтобы вовлечь инфанта Педру Португальского, который жил с ней как с женой, в гражданскую войну в Кастилии.

Жуан даж Реграш в своих знаменитых речах на кортесах в Коимбре объявил, что Афонсу IV за три года до смерти Инес (то есть в 1351 г.) писал архиепископу Браги, находившемуся в то время при папском дворе, чтобы он убедил понтифика не давать разрешения на женитьбу принца Педру на Инес. Так вот, в этом письме есть прямое упоминание о маневрах Хуана Альфонсо де Альбукерке: "...некоторые родственники инфанта во второй степени родства в настоящее время совершают непозволительные вещи с нею". Под "непозволительными вещами" (coisa nao licita) имеется в виду нечто незаконное, "совершать с ней" (cometer com ela) следует понимать как "предлагать через ее посредство". А родством во второй степени считалось то, которое связывало Хуана Альфонсо де Альбукерке и принца Педру, являвшихся детьми единокровных братьев.

Другое свидетельство того решающего значения, которое имела Инес де Кастро во всей этой политической интриге, - женитьба короля Кастилии на ее сестре, Хуане де Кастро. Быть может, он рассчитывал таким образом воспрепятствовать возможному вмешательству португальцев, перетянув семейство Кастро на свою сторону. Прямо в день свадьбы король дал развод супруге, так как узнал, что Альбукерке организовал новую лигу знатных сеньоров против него. В заговор входили два незаконнорожденных брата самого короля (один из них - Энрике де Трастамара, который позднее возглавил мятеж и убил Педро Жестокого, став новым королем). Развод с Хуаной де Кастро усугубил положение. Ее братья использовали португальскую территорию для войны с Педро Жестоким. В том же году (1354) Хуан Альфонсо де Альбукерке настойчиво предлагал португальцам союз с мятежниками: он послал в Португалию брата Инес де Кастро, чтобы предложить принцу Педру выступить претендентом на кастильскую корону, ввиду того что он является внуком короля Санчо IV (мать Педру, королева Беатриш, была дочерью Санчо IV). Педру выразил готовность принять это предложение, и только решительный запрет Афонсу IV помог избежать вовлечения страны в гражданскую войну в Кастилии.

Чтобы воспрепятствовать этому, Афонсу IV приказал казнить Инес де Кастро, которая была обезглавлена 7 января 1355 г. во дворце Санта-Клара в Коимбре в то время, когда инфант отсутствовал. Последний не смирился с решением короля и восстал против него. Долгие месяцы страну опустошали отряды инфанта, состоящие прежде всего из португальской и галисийской знати (к которой примкнул и Кастро). Они в течение двух недель осаждали Порту, стремясь захватить его богатства. Жители города оказали сопротивление, закрыв бреши в городских стенах вымпелами кораблей, стоявших на якоре в устье Доуру. Этот необычный эпизод, приведен в "Родословной книге графа Дона Педру", очевидно, показывает преданность народных масс делу короля.

Конфликт закончился примирением. "И, увидев разрушения и бедствия войны, сказал им народ Португалии, чтобы они примирились, ибо иначе это невозможно терпеть". Эти строки хрониста Асеньейру (работавшего с более ранними источниками), судя по всему, отражают требование восстановления мира со стороны народа.

Несмотря на все торжественные клятвы о прощении, Педру, как только взошел на трон, добился, чтобы король Кастилии выдал ему советников Афонсу IV, вынесших приговор Инес, и приказал их убить с крайней жестокостью, поразившей современников. В 1360 г. он официально заявил, что тайно женился на Инее, и приказал построить монументальные надгробия в монастыре Алкобаса, самые яркие образцы надгробной скульптуры, существующие в Португалии. Как только была закончена гробница Инес де Кастро, ее прах был перенесен из Коимбры.

Эти факты - любовное помешательство инфанта, конфликт с королем, убийство Инес по политическим мотивам, солидарность значительной части знати, гражданская война, жестокая месть, торжественное перезахоронение, художественное совершенство надгробий - привели к рождению легенды, наверняка возникшей в образованных кругах, но вскоре распространившейся в народе. Эта легенда включает совершенно безосновательные подробности, вроде посмертной коронации и приема придворных с целованием руки трупа. Получили известность пьеса Антониу Феррейры "Кастро" и особенно взволнованные строфы "Лузиад", во многом способствовавшие внутренней популяризации и мировой известности этой истории. Только на итальянском языке в начале XX в. появилось сто двадцать шесть музыкальных и хореографических произведений на эту тему. Из литературы она перекочевала в кино и в изобразительное искусство, оставив глубокий след в народном театре.

Развитие внутренней и внешней торговли в XIII и XIV веках имело глубокие социальные последствия: знать беднела, горожане богатели, арендаторы, эксплуатировавшие наследственные имения, вступали в конфликт с их владельцами-дворянами и с плебеями-работниками, так как и тем и другим они стремились платить все меньше. Трудящиеся отвечали протестом, которому способствовал рост городов и уменьшение резерва рабочей силы.

Перемены все настоятельнее требовали, чтобы знатный сеньор располагал деньгами. Не мешками зерна, а золотыми и серебряными монетами должен был он платить португальскому, генуэзскому, венецианскому, бискайскому, фламандскому, английскому купцу (все они присутствовали на биржах Лиссабона) за все, что необходимо, чтобы жить достойно своего титула: дорогую одежду, золоченые стремена и седла, постельное белье, духи. И в борьбе за поддержание своего поставленного под угрозу экономического положения он обращался ко всем доступным ему средствам: к долгосрочной аренде, к майорату, к пенсиям от короля, к насилию и даже, в некоторых случаях, к труду.

Мы уже видели, как в предыдущий период собственности сеньоров пришлось конкурировать с крестьянской земельной собственностью и как в результатом этого стало снижение числа работников на сеньориальных землях. Захват мавров в ходе военных действий компенсировал какое-то время нехватку наемной рабочей силы, но в середине XIII в. португальская территория была окончательно освобождена от мавров, и набеги, характерные для Реконкисты (fossados), закончились. Чтобы привлечь работников на свои земли или чтобы воспрепятствовать их уходу, знатным землевладельцам пришлось обеспечивать им условия, которые бы не отличались принципиально от того, что они могли найти на крестьянских землях: сеньор полностью передавал работнику распоряжение землей, не вмешивался в процесс сельскохозяйственного производства и только получал определенную долю доходов как ежегодную пенсию. Это называлось термином "эмфитевзис". Договор был бессрочный или пожизненный, причем сумма выплат по эмфитевзису была неизменной и рассчитывалась на основе дохода, который земля приносила во время составления контракта. Во многих случаях арендная плата, получаемая феодалами в XIV в., была зафиксирована в XIII в. С тех пор все подорожало, не увеличились только доходы сеньора.

Со временем наследственные владения делились и в конечном итоге распылялись. Смерть каждого земельного собственника приводила к дележу наследства, и внуки богатых людей могли стать бедными. Защитой против этого нового фактора обеднения стало учреждение майоратов, то есть подчинение неизменным юридическим нормам, не допускавшим ни отчуждения при жизни, ни раздела после смерти некоторого имущества. В случае наличия нескольких сыновей только старший наследовал данное имущество. Майораты имели следствием укрепление социального положения знати; некоторые из них сохранялись за одной и той же семьей с момента основания еще в Средние века до 1863 г., когда они были упразднены либеральным законодательством.

Несмотря на то что знать в значительной степени утратила свое значение как военный класс после окончательного освобождения португальской территории от мавров и не была подготовлена к отправлению государственных должностей, корона не могла обойтись без нее: это был элемент достоинства государства, необходимый для трона человеческий ресурс; поэтому власти сохранили и после окончания войн в порядке вознаграждения выплаты за военную службу, которые делались знати. Это были так называемые контиаш (contias). На протяжении XIV в. контиаш очень выросли, и усилилась также оппозиция их предоставлению со стороны горожан, так как они означали перераспределение прибавочного продукта, возникшего благодаря деятельности городских слоев, в пользу группы населения, которая ничего не производила.

Споры стали особенно ожесточенными во времена Фернанду I. Авишский магистр вскоре после прихода к власти покончил с контиаш, заменив их жалованьем, то есть выплатой за действительно осуществляемую службу. Но несколькими годами позже, укрепив свою власть, он снова начал предоставлять контиаш.

Трудности часто побуждали знать к попыткам жить за счет крестьян, что вызывало постоянное насилие и жалобы. Вот одно описание злоупотреблений, включенное в "Установления Афонсу": "Принимаются ходить по землям и местам нашего королевства с большими отрядами конных и пеших и, чтобы питаться самим и их животным, отбирают у земледельцев хлеб и ячмень, которые они имеют для своего пропитания и для посева на своей земле; и убивают их быков и коров, которых они держат для работы, и съедают их, и уносят все прочие вещи, что у них находят, против их воли; и по их воле берут у них некоторые вещи, оставляя их в уверенности, что [те] получат за них должную цену, и не платят им". Особенно острым был вопрос постоев: знатные сеньоры считали себя вправе располагаться в домах простолюдинов, когда путешествовали по стране. Они силой брали у них пищу, одежду, солому, скот. Жалобы, вызванные такой практикой, весьма многочисленны. Самым драматичным эпизодом является резня горожан в Алтер-ду-Шан: один знатный сеньор из Алентежу хотел остановиться на постой в городке, а местные жители отказались пустить его. Сеньор подал жалобу королю, но король признал правоту горожан. Тогда обиженный сеньор собрал вооруженных людей, напал неожиданно на Алтер, убив двенадцать "лучших" жителей, то есть самых обеспеченных людей, руководивших местным управлением.

Последним решением, к которому мог прибегнуть знатный человек, чтобы избежать нужды, был труд. Некоторые шли на это, хотя такой шаг означал отказ от дворянского достоинства. Судьи одной следственной комиссии, объехавшие страну в начале XIV в., встретили дворян, работающих на земле, как вилланы. Они передали это дело на решение короля, и последний постановил, чтобы "таковые не пользовались честью дворянина, пока не живут достойным благородного человека образом". Однако он различает два случая: работающий по найму или работающий на себя, но занятый ремеслом (кузнец, сапожник, портной, свечник) терял звание дворянина, а работающий на собственной земле сохранял его.

В то время как знать беднела, складывался новый высший класс: купцы города и разбогатевшие крестьяне сельских районов. Финансовая и аграрная буржуазия имеет противоположные интересы, потому что то, что зарабатывает одна, достигается за счет убытков другой. Но и та и другая быстро усиливаются в мирный период, начавшийся с победой народных масс над силами феодализма при Саншу II.

Крупные буржуа затмевают своей роскошью верхушку феодальной знати (рикуз-оменш). Как и последние, они носят алые плащи, подбитые горностаем, кафтаны из тонкой английской шерсти с рукавами и воротниками из меха выдры, серебряные пояса, позолоченные шпаги. Роскошь выросла до такой степени, что королю пришлось вмешаться, дабы избежать смешения буржуа с крупными феодальными магнатами. В 1340 г. была опубликована прагматика, фиксирующая в отношении каждого сословия количество и качество одежды, которую можно использовать. Но при всех ограничениях роскошь, позволенная буржуа, ставит их на один уровень с рыцарями-фидалгу, уступая только рикуз-оменш. Женщины могут носить вуали с вплетенными золотыми нитями, пользоваться позолоченными седлами и стременами, "и если захотят носить украшенные шпаги, пусть положат ту же цену [то есть пусть используют шпаги той же стоимости], что сказано выше о шпагах фидалгу". Шпага была символическим предметом, основным отличительным знаком лица благородного сословия. И буржуа хотел быть похожим на благородного. Один закон 1305 г. упоминает о скандальном случае с рикуз-оменш, которые посвящали в рыцари горожан, нарушая закон, которым это право было дано только королю.

Городская буржуазия находилась в конфликте с низами города, сельская буржуазия - с простонародьем в деревне. Город быстро рос.

В 1374 г. король приказал построить новые стены в Лиссабоне, потому что город вышел за пределы старых оборонительных сооружений времен мавров. Пространство, окруженное новыми стенами, почти в десять раз превышает старое. В основе этого роста лежала торговля, но также и приток простонародья из деревни, искавшего лучших условий жизни. Бывший деревенский батрак становится погонщиком мулов, уличным торговцем, учеником ремесленника либо слугой, поденным рабочим, нищим, бродягой. Но именно эта возможность выбора его освободила.

В конце XIII в. в Лиссабоне уже были "добрые люди мастеровые" (homens bons dos mesteres), то есть буржуа, выбившиеся в люди благодаря физическому труду, а не торговле. А ниже их располагалась масса рабочих, подмастерьев, учеников, слуг, составлявшая значительный слой городского населения и надеявшаяся получить право голоса в городском совете. Были целые улицы ремесленников и религиозные братства, существовавшие на средства ремесленников. Но управление в городе находилось в руках настоящих буржуа, тех, что отправляли за моря большие корабли, давали ссуды, избирались в кортесы и смотрели с недоверием на "союзы" людей ручного труда.

В деревне эксплуатация земельных ресурсов сконцентрирована в руках "добрых людей", которые также монополизируют муниципальное управление. Они завидуют буржуазии приморских городов и жалуются, что живут далеко "от побережья, где добрые люди имеют большую выгоду от всего, что имеют", то есть где можно быстро разбогатеть. Но самый острый конфликт возникает у них с сельскими тружениками, которые отказываются служить, как в добрые старые времена.

Король Педру умер в 1367 г., и с правлением нового короля, Фернанду I (1367 - 1383), совпадает начало нового политического курса.

Португальская история оказывается в те годы тесно связана с перипетиями политики соседней Кастилии. После длительного периода гражданских войн вождь феодальной знати Энрике де Трастамара победил и убил короля Кастилии Педро Жестокого, став новым королем. Многие знатные испанцы, принадлежавшие к побежденной партии, нашли убежище в Пор

Источники:
1. Серайва Ж.Э. История Португалии; М.: Издательство "Весь Мир", 2007
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru