Культура при Католических монархах
Ко времени правления Католической королевской четы самобытные тенденции стали проявляться и в культуре Испании. Здесь родились новые художественные формы, ярко расцветшие в последующем столетии. Темой литературных сочинений стала кастильская аристократия, стиль ее жизни, ее мировоззрение. Многие аристократы выступали в роли меценатов или даже поэтов. Интерес к литературе, трактатам и книгам, прежде всего благодаря распространению по Европе книгоцечатания, рос, благо, чета правителей выступила с хорошим примером: Изабелла собрала в своей библиотеке бесценные книги и манускрипты, о чем свидетельствует дошедшая до нас инвентарная опись.
Из-за почти 80-процентной неграмотности населения и высокой стоимости книги были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Но в людных местах часто выступали сказители, декламаторы, песенники и актеры, предъявляя на суд необразованной публики главным образом поэтические сочинения. Эти сборники песен содержали короткие стишки, так называемые коплы, моты, виллансы, каньсоны и романсы. Особенно любимы из-за своей простоты были романсы. В 1479 году в последних сражениях войны Католической королевской четы за наследство в возрасте тридцати девяти лет погиб один из величайших поэтов испанской литературы Хорхе Манрике.
В конце правления Католических монархов с появлением рыцарского романа «Амадис Гальский» возник новый литературный жанр. В нем прославлялись героические приключения и образ жизни аристократии. Эта литература возрождала куртуазный дух и честь благородного средневекового рыцарства.
Развивался и испанский театр. Ставились утонченные развлекательные пьесы, разыгрывались духовные представления и мистерии, но также и грубые трагикомедии. С «Целестины», пьес в диалогах Фернандо де Рохаса, и диалогов Хуана дель Энсины конца XV века берет начало современная драма Испании.
Эти новые литературные события дали кастильскому языку преимущество перед другими языками государства Изабеллы и Фердинанда. Ученые и писатели равным образом демонстрировали пристрастие к кастильскому. И все же до языкового единства было еще далеко. Помимо кастильского, население продолжало говорить на каталонско-валенсийском. Напротив, арагонский почти исчез из обихода, сохраняясь лишь на крохотных языковых островках в Пиренеях. Уже с конца XV века он причисляется к мертвым языкам.
Во времена Католической королевской четы в Испанию проникает также и гуманизм. В 1487 году Изабелла поручает итальянскому гуманисту Петрусу Мартиру (Пьетро Мартире д'Ангиера) основать при королевском дворе школу древних языков и литературы. Был дан сильный импульс изучению, прежде всего в университетах, латыни, грамматики, литературы, но также и таких традиционных дисциплин, как теология, право, медицина и свободные искусства. Самый известный университет находился в Саламанке. К концу XV веке в нем насчитывалось 7 000 студентов. В 1508 году по настоянию кардинала Сиснероса был открыт университет в Алькала-де-Энаресе. Здесь намечалось осуществить особо честолюбивый проект: издание Библии, в которой помимо текста на древнееврейском языке, содержался бы греческий и латинский переводы. Первый том вышел в 1514 году, а до 1517 года были выпущены все тома, за исключением критического приложения. Но только в 1522 году, после папского разрешения, эта «Biblia Polyglotta Compluti» стала доступна широкой общественности.
В конце XV века подъем переживают также изобразительное искусство и архитектура. Искусство Нидерландов оказывает влияние на живопись и архитектурный стиль Франции и Италии — на традиционные строительные формы. Отмечается слияние мавританского и позднеготического стиля. К богато украшенным фасадам роскошно оформленных зданий добавляются эллиптические арки и колонны с каннелюрами. Возникает архитектурный стиль, который сегодня называется изабеллинским, или платереско.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности