Государства сельджукидов

Смутная пора конца XI - начала XII в. сопровождалась распадом единой Сельджукидской державы на ряд феодальных владений и государств. В 70-х годах XI в. в Малой Азии от империи отделяется Румский султанат. Сельджукиды отодвинули рубежи Византийского государства далеко на запад. Никея - первая столица малоазиатских сельджуков - находилась всего в сотне километров от Константинополя. Однако в 1097 г. она была захвачена крестоносцами, хлынувшими из Западной Европы в Малую Азию. Румский султанат потерял большую часть своей территории, но сохранился как самостоятельное государство. В 1176 г. султан Клыч Арслан разгромил византийскую армию в битве при Мариокефалии. Победа усилила Румский султанат и способствовала расширению его границ в Малой Азии. Румские султаны подчинили своей власти ряд местных туркменских династов, наиболее сильными из которых были Данишменды.

В освещаемый период фактически независимыми стали также кавурдит-ские правители Кирмана со столицей в Бардсире. Заметного подъема Кир-ман достиг в относительно мирный период правления Мухий ал-Ислама Арслан-шаха (1101-1142). Однако во второй половине XII в. Кирманское владение было охвачено феодальными мятежами и раздорами. Политическую власть в стране захватывают тюркские атабеки-временщики. В 1186 г. Бардсиром овладел Малик Динар - один из вождей огузов Хорасана, положивший конец Кирманскому владению.

В XII в. образуется ряд новых феодальных княжеств в Западном Иране, Сирии, Ираке и Палестине. Наиболее значительными из них были основанные туркменскими вождями Фарсское атабекство, эмираты Мосула, Дамаска, Антиохии, Триполи. В них правили военачальники, положившие начало самостоятельным династиям Артукидов, Зангидов, Салгуридов и др. Они вели упорную борьбу с крестоносцами, основавшими Эдесское и Триполийское графства, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. В 70-80-х годах XII в. большинство областей Сирии и Месопотамии перешло под власть усилившегося Египетского султаната Аййубидов. Некогда обширная Сельджукская держава распалась на три крупные части: Хорасанский (Восточносельджукский), Иракский (Западносельджукский) и Румский (Малоазиатский) султанаты.

В 1118 г. умер Мухаммад, считавшийся верховным правителем всей Сельджукской державы. Наследником трона стал его сын Махмуд, претендовавший на титул "великого" султана. Однако против него выступил Санджар, захвативший восточные области Сельджукской империи. Основным ядром основанного им Восточносельджукского государства стал Хорасан. В его руках оказались также Балх, Хорезм и Гурган - богатая провинция на юго-восточном побережье Каспийского моря.

Границы Восточносельджукского государства быстро расширялись за счет областей Средней Азии, Афганистана и Ирана. В 1117 г. Санджару удалось подчинить своей власти Газневидов, которые стали уплачивать ежегодную дань. В августе 1118 г. он разбил иракское войско Махмуда ибн Мухаммада в битве у г.Саве. Между Санджаром и Махмудом в результате переговоров был заключен мирный договор. Санджар присоединил к своим владениям Мазандаран, Табаристан, Демавенд, Кумис, Дамган и Рей. Махмуд был признан султаном Ирака, в состав его владений помимо Азербайджана вошли Сирия, Хузистан, Исфахан и некоторые другие области Ирака и Ирана. Санджар был провозглашен верховным сельджукским правителем ("величайший султан, великий шаханшах, царь Востока и Запада"); его имя стало упоминаться в хутбе почти всех областей и стран, входивших в состав империи Сельджукидов времени ее расцвета. Однако его реальная власть распространялась лишь на Хорасан, Гурган, Мазандаран, Табаристан и Рей. В вассальной зависимости от Восточносельджукского султаната оказались Хорезм, Гур, Систан и Газнийский султанат. Санджар пытался также установить контроль над западной частью сельджукских владений. Он активно вмешивался в назначение кандидатов на высшие государственные должности, в первую очередь на пост везира, в Иракском султанате. В тех же целях "величайший султан" укрепил брачными узами хорасанскую и иракскую ветви династии, выдав свою дочь за Махмуда ибн Мухаммада.

В правление султана Махмуда, по выражению одного из историков XII в., "утратилось единство и распались звенья". Основной причиной было дальнейшее развитие феодальных институтов, особенно так называемого военного икта (икта ал-аскари). Система деления на уделы способствовала экономическому и политическому усилению крупных военачальников.

Иракский султанат фактически оказался раздробленным на несколько владений, находившихся в руках ближайших родственников султана. Аве, Саве, Занджан были отданы в икта Тогрулу, брату Махмуда. Другой его брат, Масуд, правил в Мосуле, ал-Джазире, Азербайджане. Масуд в 1120 г. попытался сбросить власть Махмуда, но был разбит под Асадабадом. В 1120 г. он снова выступил против султана, но в результате заключения мира получил в икта г.Гянджу. Махмуду пришлось бороться и с Тогрулом, который поднял в 1125 г. мятеж, опираясь на помощь Мазйадитов - династии арабских эмиров Ирака, а также султана Санджара.

Политическая раздробленность и ослабление Западносельджукского государства стимулировали активизацию внешней политики окрепшего Грузинского царства. Давид IV Строитель (1089-1125) привлек на военную службу кочевые племена кипчаков и прекратил выплату дани Иракскому султанату. В 1121 г. Махмуд ибн Мухаммад двинулся в поход на Грузию, но потерпел крупное поражение. Давид Строитель захватил в 1122 г. Тифлис, а затем богатый торгово-ремесленный город Ани. Однако дальнейшие события изменили политическую карту в этом регионе Кавказа.

После смерти в 1131 г. султана Махмуда Западносельджукское государство вступило в новую полосу феодальных междоусобиц и раздоров. Дауду - сыну и наследнику покойного султана - не удалось закрепиться на престоле.

В дела Иракского султаната вмешался Санджар, который содействовал приходу к власти Тогрула ибн Мухаммада. Несмотря на это, борьба за трон продолжалась вплоть до смерти Тогрула в II 34 г., когда султаном Западносельджукского государства стал его брат, Масуд. В правление Масуда ибн Мухаммада (1134-1152) продолжается дальнейший распад Иракского султаната. Основная часть государственных и коронных земель оказалась в руках эмиров, владевших ими в качестве икта. Все это углубило начавшийся ранее процесс феодальной раздробленности Западносельджукского государства. Иракские Сельджукиды оказались, по сути дела, полувассалами Санджара, но они всячески стремились освободиться от сюзеренитета Хорасанского султаната. Тенденция к полной самостоятельности особенно сильно проявилась в царствование султана Масуда, при преемниках которого еще больше ослабевает влияние Восточносельджукского государства на Западносельджукский султанат

В первой половине XII в. главой сельджукидской династии и всех завоеванных ею стран считался Санджар ибн Маликшах (1118-1153). Однако единая империя давно уже была призраком, и он фактически был правителем Восточносельджукского государства, политическим центром (дар ал-мульк) которого являлся Хорасан.

В начале своего правления Санджар повел ожесточенную борьбу с исмаилитами, захватившими ряд областей Северного Хорасана и Западного Ирана. Исмаилиты, которые именовались также батинитами, выражали интересы определенных общественных слоев. Хотя вопрос о классовой основе этого движения недостаточно исследован, имеются сведения о тесной связи исмаилитов, особенно их карматской ветви, с крестьянами, ремесленниками, низами городского населения. В ряде источников сообщается о приверженцах секты из числа "неотесанных горцев", "мужиков", "шорников", "трепальщиков шерсти". Очевидно, в движении участвовали также некоторые слои феодального класса.

Секта исмаилитов была одним из крупнейших подразделений шиитского ислама. В основе исмаилитских социальных доктрин лежали уравнительные общинные идеи, мессианское учение о пришествии имама (махди) и установлении "царства справедливости". Исмаилиты разделились в конце XI в. на два течения: мусталитов - приверженцев фатимидских халифов Египта и низаритов - сторонников Хасана ас-Саббаха. Развернув активную деятельность в качестве исмаилитского функционера и проповедника (дай), ас-Саббах выступил с лозунгами "нового призыва" (ад-дава ал-джа-дида). Своим социальным и политическим острием они были направлены против засилья и гнета сельджукских властей и их опоры - суннитского духовенства. Низариты для осуществления своих целей применяли методы насилия и террора; террористические акты они совершали в состоянии наркотического опьянения, достигая его благодаря гашишу (хашиш), и были прозваны европейцами "ассасинами" (от араб. хашшашун); со временем это слово получило в европейских языках второе, искаженное значение - "убийцы".

В августе 1090 г. Хасан ас-Саббах овладел Аламутом - горной твердыней в горах Альбурса, расположенной недалеко от Казвина. Аламут стал религиозным и политическим центром Низаритского государства, просуществовавшего вплоть до его взятия в 1256 г. монгольским войском Хулагу-кана. В 1092 г. исмаилиты подняли восстание и захватили в Кухистане горную крепость в окрестностях Каина, а потом заняли Хур, Заузан, Тун и некоторые другие города Западного Ирана. Султан Маликшах послал туда свою армию под командованием Кизыл Сарыга, но внезапная кончина султана прервала карательную операцию.

В конце XI - начале XII вв., в смутный период истории Сельджукской империи, исмаилиты развили активную деятельность в Рее, Хузистане, Фарсе, Систане. Выступление низаритов произошло в обстановке резкого обострения классовых противоречий, феодальная эксплуатация трудовых масс создала объективные условия для стихийных народных волнений. В 1093 г. одно из таких выступлений произошло в округе Байхак, но местные феодалы подавили это восстание с помощью вооруженных слуг и регулярных воинских частей.

Особая активизация исмаилитского движения имела место в 1101- 1104 гг. в период борьбы за власть между Беркйаруком и Мухаммадом ибн Маликшахом. Низариты захватили ряд областей, участились их террористические акты против сельджукских правителей и сановников.

В начале XII в. исмаилиты расширили ареал своих действий в Северном Хорасане, овладели новыми крепостями и небольшими городами. Центрами низаритского движения становятся горные твердыни Кухистана, откуда они нападали на соседние области. Сельджукиды вели активную борьбу с исмаилитами, которых поддерживала значительная часть крестьянства и ремесленников. Ахмад ибн Фадл, везир Санджара, объявил в 1112 г. священную войну" против "еретиков". Сельджукские войска прибыли в Байхак, где разгромили низаритов в Туршизе, а затем напали на селение Фарз. Приверженцы исмаилитов были почти все перебиты, а их вождь Хасан ибн Самин покончил жизнь самоубийством.

В середине XII в. низариты раскололись на две крупные религиозно-политические группировки. Первая из них была демократической, а вторая представляла интересы феодализировавшейся исмаилитской верхушки. Разбогатевшая исмаилитская знать, стремившаяся закрепить за собой земли и другие богатства, пошла на сближение с ортодоксальными суннитскими фефеодалами. В 1211 г. низаритский имам Хасан III восстановил мечети, ввел пятикратный намаз, предписания шариата и признал главенство Аббасидов.

Санджар начал свою карьеру на политической арене империи Сельджукидов еще в 1096 г., когда он был назначен своим братом Беркйаруком правителем (вали) Хорасана и отправлен туда для борьбы с Арсланом Аргуном. В 1097 г. Санджар и Беркйарук объединили свои войска и овладели почти всем Хорасаном. Беркйарук назначил своим наместником в Хорезме тюркского мамлюка Кутб ад-Дина Мухаммада (1097-1128). Вассальную зависимость от Сельджукидов вынуждены были признать и караханидские властители Мавераннахра.

В 1100 г. в результате ухудшения отношений Санджара с Беркйаруком между ними произошло генеральное сражение в Хорасане. Беркйарук оказался разбитым и бежал в Дамган, а Санджар овладел значительной частью Северного Ирана и юго-западных областей Средней Азии.

В 1102 г. Санджар разбил армию Кадыр-хана Джабраила- караханидского илека (правителя) Мавераннахра. Он назначил караханида Мухаммада Арслан-хана (1102-1130) правителем Самарканда, являвшегося политическим центром среднеазиатского Двуречья. Правителем Бухары был назначен влиятельный имам Абд ал-Азиз из местного знатного клана Бурхани. В 1103 и 1109 гг. Санджару пришлось вмешиваться в борьбу между караханидскими властителями Средней Азии, Семиречья и Кашгара. В 1130 г. хорасанская армия взяла приступом Самарканд, а правителем Мавераннахра был утвержден караханидский вождь Хасан ибн Али. Однако спустя два года он был заменен на племянника Санджара, Махмуда ибн Мухаммада Арслан-хана.

Санджар был провозглашен маликом (царем) Хорасана, Гургана и Мавераннахра в 1104 г. в результате договора, заключенного между Сельджукидами при содействии аббасидского халифа ал-Мустазхира (1094-1118).

Наивысший подъем могущества Санджара приходится на первую треть XII в. Однако рост крупного землевладения и усиление роли военного сословия вели к ослаблению верховной султанской власти. Важное значение имели также освободительные движения в вассальных окраинах, где периодически вспыхивали феодальные мятежи и восстания широких масс против сельджукского господства. Одним из сильных противников Санджара оказался преемник Кутб ад-Дина Мухаммада, его энергичный и удачливый сын Ала ад-дин Атсыз (1128-1156). Хорезм в его правление находился под сюзеренитетом Восточносельджукского султаната, но Атсыз неоднократно пытался сбросить власть Санджара. Атсыз еще при жизни своего отца захватил Мангышлак и овладел г.Джендом в низовьях Сырдарьи. Подчинив себе кочевников Приаралья и Северного Прикаспия, он содействовал восстановлению регулярной торговли Европы со странами Востока через степи Западного Казахстана. В 1138 г. Атсыз открыто взбунтовался против Санджара, но потерпел неудачу. Спустя год он победил садра Бухары, но затем вынужден был покориться главе Восточносельджукского государства.

В середине XII в. обозначались явственные признаки ослабления и выявилась тенденция к распаду Хорасанского султаната Сельджукидов. Санджару с трудом удавалось сдерживать напор феодальной знати, особенно влиятельных и могущественных тюркских эмиров. Широкая раздача в икта государственных и коронных земель военным и представителям гражданской бюрократии способствовала их усилению и постепенной децентрализации власти. Фактическая продажа официальных должностей, которые переходили по наследству, усиливала коррупцию. Чаще нарушался установившийся в прошлом негласный порядок замещения вакантных гражданских должностей: наряду с тазиками, т.е. представителями местного населения, их стала занимать тюркская знать. Сильное влияние на государственный аппарат и султанский двор оказывали крупные военные предводители.

В Хорасанском султанате в ХI-ХII вв. функционировала довольно развитая фискально-налоговая система. Крестьяне, ремесленники, простые скотоводы, несшие различные феодальные повинности, нередко страдали от непосильных поборов. Они уплачивали множество налогов, делившихся на обычные, узаконенные шариатом, и так называемые чрезвычайные сборы (авариз). Основным видом поземельного налога был харадж, который взимался с массы крестьянства. Различные повинности несли кочевые племена, в частности туркмены, обитавшие по берегам рек Атрек и Горган и на восточном побережье Каспийского моря. Они уплачивали налог за пастбища (хукук-и марай) и несли военную пограничную службу. Некоторые группы номадов платили особый налог со скота в пользу султана. Туркмены подчинялись наместникам областей, но над ними ставились особые чиновники (шихна), наблюдавшие за внутренним порядком. Вожди кочевников (беки, сюбаши, аксакалы) обладали правом распределения пастбищ и водных источников между подвластными им родами и племенами. Тем самым они получали возможность для удержания в повиновении и эксплуатации рядовой массы соплеменников.

В середине XII в. Хорасанский султанат испытал тяжелый удар от киданей, вторгшихся из Центральной в Среднюю Азию. Кидани, составлявшие ветвь монгольских племен, создали в Х в. в Северо-Западной Маньчжурии и Северной Монголии кочевую империю Ляо. В начале XII в. это государство, исчерпав силы в борьбе с соседями, пало под напором чжурджэней - народа тунгусского происхождения. Кочевые племена киданей ушли на запад под предводительством Елюй Даши. Пройдя отроги Южного Алтая, они достигли пределов Семиречья и Восточного Туркестана. Елюй Даши включил в свои орды часть местных тюркоязычных племен, и с этой поры за западной ветвью киданей закрепилось название кара-хитай. Кидани организовали серию набегов и походов на караханидские владения в Кашгаре, Хотане, Бешбалыке. В конце 30-х годов XII в. кара-хитай вышли к границам Мавераннахра, где столкнулись с военными силами Западнокараханидского государства. Недалеко от современного Ходжента в 1137 г. произошла битва с войском караханидского властителя Махмуда ибн Ар-слан-хана. Караханиды потерпели жестокое поражение от киданей, в рядах которых была и часть тюрок-карлуков Семиречья. Карлукские племена, издавна враждовавшие с Арслан-ханом, правителем Баласагуна, еще до сражения перешли на сторону кара-хитаев.

После разгрома у Ходжента Махмуд обратился за помощью к Санджару, который двинулся с огромной ратью в Мавераннахр. Битва с киданями произошла в сентябре 1141 г. в Катаванской степи, к северо-востоку от Самарканда. Сражение окончилось полным разгромом сельджукской армии, в составе которой были вассальные отряды из Систана, Гура, Газни, Мазандарана. Елюй Даши, принявший титул гур-хана, подчинил своей власти Самарканд и Бухару, обложил данью Хорезм.

Катаванская битва ознаменовала собой начало заката и гибели Восточносельджукского государства. Атсыз, воспользовавшись поражением Санджара, дважды нападал на Хорасан и грабил население. В 1141 г. он вторгся в Серахс, захватил государственную казну в Мерве, опустошил Нишапур. В ответ на это Санджар двинулся в 1143 г. на Хорезм и вынудил Атсыза изъявить покорность. Следующий поход за Амударью состоялся в 1147 г., когда сельджукская рать захватила Хазарасп и Гургандж (Ургенч). Между верховным сюзереном и вассалом было снова заключено мирное соглашение.

Весной 1153 г. против Санджара восстали огузские племена, кочевавшие на территории нынешнего Южного Таджикистана и Северного Афганистана. Основная их масса поселилась здесь около середины XII в., откочевав из Мавераннахра в Балхскую область. После Катаванской битвы хлынувшая на юг волна кочевников вытеснила огузов с их пастбищ. Значительную роль при этом сыграли карлуки, вступившие в тесный союз с кара-хитаями. Огузы, преследуемые карлуками, ушли в пределы Саганиана и Хутталана, входивших в состав области Балх.

Появление воинственных кочевников-огузов в Балхской области встревожило местного правителя эмира Кумача. Он владел этой областью, имея на нее права иктадара (мукта) и подчиняясь султану Санджару. Кумач сделал попытку изгнать пришельцев, чем воспользовался его противник Занги ибн Халифа, который пригласил огузов к себе в Тохаристан. Однако вскоре они перешли на сторону Кумача, разгромившего войско Занги. Кумач наделил огузов землями и пастбищами в Балхской области. Спустя некоторое время они переметнулись на сторону Ала ад-дина - гуридского султана в Западном Афганистане. В 1152 г. огузы ушли в лагерь Санджара во время его сражения с Ала ад-дином недалеко от Убаха. Огузы стали "личными подданными" (раййат-и хасс) и "сутланским войском" (хашам). Санджар обязал их нести военную службу и поставлять ежегодно 24 тыс. овец для дворцовой кухни. Сборщики налогов увидели в кочевниках объект для личной наживы и стали вымогать у них взятки. Произошел конфликт, в результате которого был убит султанский чиновник. Санджар, испугавшись бунта кочевников, назначил в качестве их шихны эмира Кумача. Балхские огузы категорически отказались подчиниться этому жестокому феодалу, что повлекло за собой карательный поход Кумача. В начавшейся стычке огузы разгромили и убили наместника Балхской области вместе с его сыном.

В марте 1153 г. султан Санджар с огромной ратью, подобной "взволновавшемуся морю", двинулся на мятежных огузов. Ожесточенная битва с кочевниками, происшедшая к востоку от Балха, окончилась поражением сельджукского войска. Воспользовавшись победой, добытой кровью простых номадов, огузские беки захватили почти весь Хорасан. После взятия и ограбления Мерва они разорили Шахристан, Абиверд, Серахс и другие города и селения Восточносельджукского государства.

Огузская "смута" дала толчок широкому движению обездоленного люда в Хорасане, Гургане, Дихистане. После взятия Мерва к огузам присоединились толпы "простонародной черни" и солдат из различных местностей. Огузы и примкнувшие к ним ополчения (хашар) взяли Нишапур. В городе начались грабежи, пожары, многие жители были убиты в соборной мечети.

Разгром балхскими огузами армии Санджара положил начало волне социальных конфликтов и выступлений также и в Западном Иране. Они принимали обычно форму религиозных столкновений между последователями различных исламских толков и сект. Классовая борьба в период огузского "мятежа" шла и в форме открытых восстаний. Одно из таких выступлений произошло в 1160 г. в округе Нишапура под руководством Ахмада, называемого в источнике "погонщиком ослов". Восстание было подавлено Муайидом Айабой - бывшим мамлюкским предводителем в войске султана Санджара.

В 50-60-х годах XII в. Восточносельджукская держава распалась на ряд мелких феодальных владений. Нишапур, Туе, Байхак и Хосровджирд перешли в руки эмира Муайида Айабы. В Мерве и Серахсе утвердился огузский предводитель Динар. Область между Нисой и Абивердом досталась тюрку-мамлюку Ихтийар ад-дину Айтаку. Гурган и прилегающие территории восточного побережья Каспийского моря перешли под власть шахов Мазандарана из династии Бавандидов. В конце XII в. после многолетнего кровавого дележа землями Восточносельджукского (Хорасанского) султаната овладели Хорезмшахи.

Отношения сельджукских султанов с халифами были достаточно сложными. Еще Тогрул-бек постарался установить взаимопонимание с халифом, взяв в жены его дочь и в то же время закрепив за халифом Бакубу и другие земли Ирака. При Алп Арслане в 1069-1070 гг. была восстановлена хутба в честь Аббасидов в Мекке и Медине.

Иракский султанат просуществовал до конца XII в. История Западносельджукского государства также наполнена ожесточенной борьбой за власть, противоборством иракских султанов с халифами Багдада.

Религиозный и политический авторитет Аббасидов и престиж Багдада постепенно возрастал, хотя и под неусыпным контролем сельджукских властей. Этот контроль, с одной стороны, способствовал сохранению порядка в Багдаде, но, с другой - вел к накоплению напряженности в социальных отношениях, которая привела к антисельджукским выступлениям и распре между суннитами и шиитами в 1088-1090 гг.

Междоусобные войны среди Сельджукидов, начавшиеся после смерти Маликшаха (1092 г.), способствовали росту значения халифа, и каждый новый султан стремился получить инвеституру от главы правоверных. Однако Багдад постоянно находился под угрозой того или иного вторжения, что создавало обстановку крайней нервозности и неустойчивости, ибо на плечи горожан тяжким бременем ложились дополнительные налоги и постой войск.

Рассматриваемый период ознаменовался значительными переменами в регионе вокруг Багдада. Кочевнические династии Укайлидов (ал-Джазира, Ирак, Северная Сирия) и Мазйадитов (Хилла, Центральный Ирак), исповедовавшие шиизм, вели политику маневрирования между Фатимидами и Сельджукидами, вступая во временные военные союзы то с сельджукскими вассалами, то против них, то признавая духовный приоритет аббасидского халифа, то вставая под знамена своих единоверцев - Фатимидов. Образование государства исмаилитов в последнем десятилетии XI в. привело к захвату ими городов и областей не только в Иране, но и в Сирии. Не признавая ничьей власти и авторитета халифа, исмаилитское государство держалось на принципах террора и насилия. Исмаилиты стали непримиримыми врагами как Сельджукидов, так и Аббасидов. С конца XI до середины XII в. жертвами исмаилитов пали десятки политических деятелей, в том числе Знаменитый везир Маликшаха Низам ал-Мульк и два аббасидских халифа - ал-Мустаршид (1118-1135) и ар-Рашид (1135-1136) (в их убийстве средневековые арабские историки усматривали сговор между исмаилитами и Сельджукидами, но это вызывает определенные сомнения).

Феодальная анархия конца XI - начала XII в. привела к раздроблению Сельджукской империи и обособлению западной ее части, которое оформилось в правление султана Мухаммада (1104-1118). Иракский султанат после смерти Мухаммада был поделен между его потомками. К середине XII в. фактически завершается процесс формирования на западных территориях Иракского султаната самостоятельных государственных образований в Закавказье, Иране, Ираке и Малой Азии в результате интенсивного развития феодальных институтов, сопровождавшегося ростом экономического и политического сепаратизма.

Халиф ал-Мустаршид вел успешную борьбу сразу по нескольким направлениям: с Мазйадитом Дубайсом, претендовавшим на получение инвеституры на управление иракскими землями, с Иракским Сельджукидом Махмудом II (1118-1131) и его преемниками, с адептами исмаилизма в Багдаде. В 1126 г. халиф отказал Махмуду II в уплате ежегодной дани и, когда султан осадил Багдад, сумел поднять население города и дать отпор султанскому войску, создав 30-тысячную армию на основе народного ополчения.

Первым самостоятельным правителем со времен Буидов можно считать халифа ал-Муктафи (1136-1160), при котором наблюдается переход от политической и экономической зависимости к независимой государственности. Багдадский халиф получает прерогативы не только духовной, но и политической власти. В это время халифские войска освободили от сельджукской администрации почти всю территорию Ирака, заняв Хиллу, Куфу и Басит. Когда Санджар в 1153 г. потерпел поражение от огузов, халиф оказался единственным реальным сюзереном, от которого зависело признание законности власти и выдача инвеституры.

Багдадский халифат обрел окончательную независимость при халифе ал-Мустади (1170-1180). Его предшественник, халиф ал-Мустанджид (1160-1170), подготовил для этого почву, уничтожив бедуинскую династию Мазйадитов, наиболее сильных, союзников Сельджукидов в Ираке. Ал-Мустади сумел наладить дружественные отношения с наиболее влиятельными мусульманскими государями своего времени - Аййубидами и атабеками Азербайджана. Политическое и экономическое положение Багдадского халифата было достаточно прочным и стабильным, когда халифский престол занял ан-Насир, почти полувековое правление которого (1180-1225) составило целую эпоху в истории государства.

Опираясь на союз с Аййубидами и атабеками Азербайджана, ан-Насир расширил территорию Багдадского халифата за счет Хамадана, Рея, Хузистана и раз и навсегда покончил с сельджукским господством.

Ослаблением Сельджукидов воспользовались атабеки. Основателем этой династии был Шамс ад-Дин Иль-Дениз, один из сельджукских мамлюков. В 1160 г. он стал "великим атабеком" иракского принца Арслан-хана и фактическим правителем Западносельджукского султаната. Атабеки сыграли определенную роль в укреплении этого государства, но в конце XII в. их влияние заметно упало.

Значительным успехом внешней политики ан-Насира было установление дружеских отношений с исмаилитами в 1211-1212 гг. Иначе сложились отношения халифа с хорезмшахами, что сказалось на судьбе мусульманского мира в целом. Ан-Насир с настороженностью наблюдал за действиями хорезмшахов, их активной завоевательной политикой, их притязаниями на султанский титул. Пока шла война между ними и последним Сельджукидом Тогрулом III, халиф помогал хорезмшаху, надеясь на то, что он поделится с ним землями в Западном Иране. Но хорезмшах не захотел поступиться ни пядью завоеванных территорий. Халиф увидел, что хорезмшахи представляют для династии не меньшую опасность, чем Сельджукиды, и порвал с ними всякие отношения.

Современники ан-Насира видели в этом его недальновидность как политика, некоторые считали, не без оснований, что вражда с хорезмшахом привела к ослаблению мусульманского мира и косвенно способствовала быстрому монгольскому завоеванию, кое-кто обвинял халифа в прямом сговоре с монголами.

Халиф действительно требовал от хорезмшаха вассального подчинения и передачи ему районов Западного Ирана. С этой целью он вступил в союз с Гуридами, пытался столкнуть последних с хорезмшахом. Хорезмшах, в свою очередь, требовал от халифа инвеституры на султанскую власть.

Попыткой консолидировать общемусульманские силы явилась футувва ан-Насира, представлявшая собой самостоятельную идеологическую систему, которая в преображенном виде вобрала в себя наряду с "ортодоксальными" суннитскими положениями философские, социально-политические и этические догмы умеренного шиизма, исмаилизма, суфизма. Насаждавшаяся во всех слоях мусульманского общества, эта официально санкционированная идеология привела к созданию политического союза всех мусульманских сил. В 1210 г. ан-Насир направил послов к правителям мусульманских государств с призывом "испить чашу футуввы". На этот призыв откликнулись Аййубиды Египта и Сирии, государи Малой Азии, Азербайджана, Ирана и исмаилиты Аламута.

Преемники ан-Насира, главным образом его внук ал-Мустансир (1226-1242), за два неполных десятилетия сумели почти свести на нет успехи во внутренней политике Багдадского халифата и опустошить казну, а союз мусульманских государств на основе "насировской футуввы" пришел в упадок.

В 1242 г. умер ал-Мустансир, по слухам - насильственной смертью. Его преемник, последний аббасидский халиф ал-Мустасим (1242-1258), был человеком слабым, если не слабоумным, далеким от политики и пристрастным к развлечениям. Он стал пешкой в руках придворных, разделившихся на две соперничавшие группировки. Экономика Халифата при нем окончательно развалилась, пришли в расстройство дела в политике и социальной сфере. С востока приближалась опасность, по сравнению с которой все остальные потускнели, - монголы. Они захватили Багдад 12 февраля 1258 г. В течение 40 дней город подвергался разрушениям и грабежу. Падение Багдада произвело парализующее действие на весь мусульманский мир и облегчило монголам дальнейшие завоевания. Багдаду никогда уже не было суждено вернуть себе роль центра мусульманской политической жизни и культуры.

Дольше остальных сельджукских государств просуществовал Румский султанат в Малой Азии. Крестовые походы отбросили сельджуков от западных границ Византии, но в начале XIII в. они захватили Синоп - важную гавань и порт на Черном море. В зависимость от румских султанов попало затем Трапезундское царство. Султан Ала ад-дин Кейкубад захватил в 1222 г. в Крыму богатый торговый город Судак. Румским правителям удалось также овладеть Эрзрумом и Арзинджаном, но попытка вторгнуться в Сирию и Арабский Ирак встретила отпор египетских Аййубидов. Напряженная борьба с соседними феодальными государствами и внутренние противоречия ослабили Румский султанат. В 1243 г. монголы нанесли жестокое поражение сельджукам в битве при Кёсё Даге. Румское государство оказалось под контролем монгольских ханов, а местная ветвь династии Сельджукидов была свергнута с престола в начале XIV в.

Источники:
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru