Молдавия в составе Российской империи
Первоначально правительство России рассматривало Восточную Молдавию (или Бессарабию, как ее стали именовать русские, использовав старинное название южной части захваченных земель) как прообраз своих более обширных владений на Балканах. Помимо задачи создания привлекательной витрины, сказалось и стремление императора Александра проводить либеральную политику. И если в старых владениях империи либерализм не зашел сколько-нибудь далеко, то многим новоприобретенным окраинам повезло больше. Отнятая в 1809 г. у шведов Финляндия получила из рук доброго царя почти полную независимость, при абсолютно необременительных обязательствах перед Россией. И Бессарабии, как писал император Александр первому губернатору области Скарлату Стурдзе, следовало обеспечить «отеческое и благородное правление».
Практическое осуществление «отеческого и благородного правления» столкнулось с определенными трудностями. Население Восточной Молдавии бросилось бежать из российских владений в западную часть страны. Распространились слухи, что на новую провинцию будут распространены российские законы о крепостном праве, и тысячи, а возможно десятки тысяч молдавских крестьян предпочли рабству уход из родных мест. А Восточная Молдавия и так была пустовата. Земледельцы веками неохотно селились около опасного Дикого поля, десятки тысяч человек Россия за двадцать лет до того переманила на свои новые земли между Днестром и Бугом. Наконец южная часть Бессарабии оказалась совсем пустой после того, как обитавшие здесь татары либо бежали от русской армии, либо были после войны депортированы российскими властями.
Границы Российской империи большой проницаемостью никогда не славились, и в рассматриваемые нами времена, если царь кого-то не хотел отпускать за границу, ничего не мешало ему так и поступить. Пушкин, не по своей воле проживший несколько лет в Бессарабии, ни в какие страны, лежавшие дальше на запад, по ту сторону русской границы, так никогда и не попал. Но, запретив выезд из страны одному неблагонадежному поэту, император не счел возможным препятствовать тысячам крестьян, так как это потребовало бы слишком масштабных репрессий.
Надо было искать иной выход из положения. Правительство империи гарантировало управление страной согласно местным законам и обычаям. Власть российского губернатора ограничивалась советом бояр, пять членов которого назначались властями, а шесть избирались аристократами области. Выборными были и местные власти. В 1819 г. группа молдавских бояр, по достоинству оценив русские порядки, предложила ввести в Бессарабии крепостное право. Русский губернатор заблокировал эту инициативу.
Население области было освобождено от налогов на 5 лет, а в 1818 г. еще на 3 года. Для привыкших к безудержной жадности своих без конца менявшихся князей молдаван такое событие было подобно манне небесной. Испытавшие на себе тяжесть бесконечных поборов, но не знавшие призывов в армию, молдаване были и сейчас освобождены от ужаса 25-летней российской рекрутчины. Население Восточной Молдавии не призывалось в армию империи в течение еще 60 лет после того, как их страна вошла в состав России. Что же, в отличие от задавленных обязательствами перед Турцией и страхом быстрого окончания своего правления фанариотских князьков, великая империя, беспощадно эксплуатировавшая население своих обширных внутренних областей, могла себе позволить подобные милости в отношении новоприобретенных окраин.
Исход населения постепенно прекратился. Правительство империи позаботилось и о высших классах, в 1818 г. уравняв восточномолдавское дворянство в правах с российским. Это было тем более просто, потому что в отличие от трансильванской ситуации, для приобщения к элите господствующей нации не надо было менять веру.
Местные помещики и в самом деле не доставляли новой власти сколько-нибудь серьезных неприятностей. Затеять революции на бессарабской земле пытались представители других народов. В 1821 г. из Бессарабии начал свой авантюрный поход на Молдавию и Валахию греческий революционер, потомок фанариотского князя Александр Ипсиланти. В те же годы в расквартированных здесь частях русской армии действовала одна из организаций декабристов во главе с Орловым. После мятежа Ипсиланти император решил навести в Бессарабии порядок, и в 1822 г., еще за три года до восстания в Санкт-Петербурге бессарабская организация была разгромлена.
Избранный столицей новой области городок Кишинев и лежавший в запустении после изгнания турок Измаил были отстроены по образцу Петербурга – с широкими и прямыми проспектами, вдоль которых выстроились церкви, административные здания и усадьбы в стиле ампир. Здесь бок о бок жили русские чиновники и военные и бессарабское дворянство, перенимавшее язык и обычаи новой для него империи. Впрочем, самым многочисленным населением Кишинева вскоре стали представители третьего народа. Евреи по достоинству оценили перспективы новых городских центров Бессарабии, так что за первую половину 19 века их численность в крае возросла с 6 до 84 тысяч человек, а Кишинев стал преимущественно еврейским городом.
Оставшиеся пустынными после депортации татар придунайские степи (Буджак), некоторое время принадлежавшие Молдавии в момент наибольшего расцвета княжества, а потом три века находившиеся под властью турок, молдаванам возвращены не были. Первой идеей российского правительства было расселение на этих землях христианских беженцев из турецких владений – и туда прибыли порядка 30 000 болгар и гагаузов (тюркского народа православного вероисповедания).
Кроме того, империя пригласила на свои новые плодородные земли несколько тысяч немецких колонистов, вначале из русской Польши, потом из самой Германии. Трудолюбивый и дисциплинированный народ пришелся ко двору русским императорам так же как за несколько веков до того пригодился венгерским королям при освоении Трансильвании. Увы, жестокий 20 век стер с лица земли культуру бессарабских немцев, и в значительной степени уничтожил цивилизацию немцев трансильванских.
На пустые южные земли, в новые городские поселения в центре и на севере Бессарабии устремились тысячи переселенцев из России и Украины. Казаки в память о войне с Наполеоном основали на юге Бессарабии станицы Бородино, Тарутино, Малоярославец и другие. Беглые крепостные придумывали себе молдавские имена, потому что молдаван нельзя было закрепощать.
Доля молдаван в населении Бессарабии снизилась с 86% в 1817 г. до 55% в 1859 г.
Пока эти процессы шли своим чередом, политика России в отношении Восточной Молдавии изменилась. Новый император Николай I исходил из того, что распад владений законных монархов не должен поощряться ни в коем случае, даже если речь идет о таком нехристе и злейшем враге России как турецкий султан. В результате планы освобождения православных подданных Турции были на время забыты. А значит и Бессарабия, которая больше не должна была являться прообразом чего-либо, могла быть превращена в обычную губернию. Хотя с Финляндией, которая изначально никому и не должна была служить примером, подобным образом не поступили – эта страна так спокойно и дожила в условиях широкой автономии до получения полной независимости. Польшу Российская империя лишила автономных прав за неоднократные восстания. Почему лишили автономии Бессарабию, которая была еще тише, чем Финляндия, до конца не понятно. Возможно, важное стратегическое значение провинции навело правительство на мысль, что местным нельзя позволять излишних вольностей. Возможно, русские власти сочли, что молдаване, в отличие от финнов, не способны цивилизованно управлять своей страной. Возможно, государство, которое вписывало в паспорта своих подданных не национальность, а вероисповедание, решило, что люди одной с русскими православной веры ни в каких особых правах не нуждаются.
Так или иначе, в 1828 г. правительство Российской империи упразднило самоуправление Бессарабии, все выборные посты передало назначаемым сверху чиновникам и сделало край частью Новороссийской губернии. Единственным официальным языком отныне стал русский. Как впоследствии писал румынский публицист Гибу, «во всей литературе того времени вы не найдете ни слова протеста против этой акции». Если не было даже слов, то ни о каких действиях речь уж тем более не заходила.
За окончательным включением Восточной Молдавии в российскую политическую систему последовала и ее интеграция в экономику империи. В начале 1830-х была упразднена таможенная граница на Днестре. Бессарабская сельскохозяйственная продукция получила доступ на рынок громадного государства и к порту Одессы, откуда открывались дороги во все уголки мира.
И все… Пока на Трансильванию, Валахию и западную Молдавию накатывают потрясения, меняющие судьбу румын, в Восточной Молдавии долгие десятилетия не происходит ничего. Пока поляки, невзирая на явное превосходство русской армии и жестокие репрессии, раз за разом восстают против ненавистной деспотии, население Бессарабии хранит образцовую лояльность. В полном соответствии с представлениями Николая I о том, как должна выглядеть его империя.
Россия стала последней империей доиндустриальной эпохи. Ее создание завершилось при Екатерине II, когда Европа уже начала затягивать мир в великую авантюру строительства индустриального общества. Отбив первый натиск сил европейской модернизации в лице Наполеона, Россия почувствовала себя обязанной удержать человечество в рамках старых добрых порядков, когда мудрые цари, аристократы и священники управляли добрыми земледельцами, а города с их бездушными торгашами и буйными пролетариями были маленькими и неопасными. И если в Европе такой проект уже не мог прижиться сколько-нибудь надолго, то Россия от взятия русскими Парижа в 1814 г. и до взятия англичанами и французами Севастополя в 1855 г. была последним местом, где перед броском в безумную новую эпоху человечество могло вполне насладиться этой патриархальной идиллией.
Пожертвовав развитием и свободой, империя дала огромным пространствам Евразии покой, казавшийся вечным и незыблемым. А разве не это было главной мечтой народа, измученного тысячелетними мытарствами по темным задворкам истории. Молдаване, главным историческим опытом которых были века бесконечных опустошений и грабежей завоевателями или собственными без конца менявшимися правителями, которые мечтали о том, чтобы новый Влад Цепеш неважно какой ценой принес на их землю порядок, охотно вступили под сень самого незыблемого престола Европы.
Недаром созданная в Кишиневе организация декабристов ограничилась кругом русских офицеров и не распространилась на местное общество. Это часть избалованной успехами своей страны русской элиты рвалась к новым горизонтам и тяготилась покоем, что давал незыблемый престол, а молдаване радовались тому, что ветры истории занесли их пусть в застойную, но зато тихую гавань.
Тем более что стабильность давала возможность пусть не очень быстрого, но уверенного развития. Отсутствие крепостного права и наличие на первых порах значительных свободных земель делали экономику новоприсоединенных земель более мобильной, чем у областей центральной России. Благоприятный климат ставил Бессарабию в уникальное положение по отношению к большинству остальных земель холодной и малоплодородной империи.
За первую половину 19 века край увеличил производство вина в три раза, сделавшись его основным внутренним поставщиком на российский рынок. Впрочем, центральная Россия была далеко, и подлинный расцвет бесарабской торговли с ней начался только с постройкой железных дорог. Расположенный в двухстах километрах от основных сельскохозяйственных районов Бессарабии порт Одессы давал товаропроизводителям края преимущества перед большинством внутрироссийских конкурентов при выходе на мировой зерновой рынок. Сбор зерна в Бессарабии за первую половину 19 века вырос также в три раза. Население увеличилось с 256 тыс. человек в 1816 г. до 941 тыс. в 1859 г., около трети этой цифры приходится на приток переселенцев, две трети – на естественный прирост.
Бесарабцы внимательно и возможно с завистью следили за происходившим по ту сторону Прута утверждением независимой и единой Румынии. Некоторые уезжали в эту новую страну, чтобы разделить радости и невзгоды ее беспокойного существования, большинство же оставалось тихо жить в тени незыблемого престола.
Состоявшаяся в 1861 г. отмена крепостного права в России для Восточной Молдавии значения не имела – крепостничества здесь не существовало с 18 века. Аграрная реформа в Бессарабии состояла в отмене оброка и барщины, а также в перераспределении земли в пользу крестьян. В результате начавшихся в 1868 г. преобразований в руки крестьян перешло за выкуп, который они вносили до 1905 г., 1,6 млн. гектаров земли. 2,2 млн. га. остались у помещиков и монастырей – пропорция, в целом сравнимая с той, какую в Румынии предусматривала аграрная реформа Кузы.
В 1864 г. в Бессарабии были созданы выборные земства (по коллегиальной избирательной системе с представительством землевладельцев, горожан и крестьян), в 1870г. – городское самоуправление. В 1870 – 1872 гг. построена железная дорога, соединившая Одессу, Кишинев и Яссы. Бессарабский край получил возможность быстрого и удобного сообщения с важнейшим черноморским портом, а через Одессу и с внутренними областями России. В 1872 г. учрежден Кишиневский банк. Затем бессарабские предприниматели получили доступ к ресурсам созданных соответственно в 1882 и в 1885 гг. российских Крестьянского поземельного и Дворянского банков.
Такова была подготовка Бессарабии к участию в экономическом развитии конца 19 века, которое превзошло все, что люди видели до сих пор, став настоящим броском в новый мир. Менявшие жизнь человечества западные экономические, культурные и политические новации становились все более масштабными в течение нескольких веков, пока во второй половине 19 столетия не переросли в нечто качественно новое. Стоило сделаться всеобщим достоянием железным дорогам, паровым машинам и керосиновым лампам, как на горизонте появились куда более революционные изобретения – электричество и двигатель внутреннего сгорания. Если в 1890 г. эти штуки, окончательно сделавшие основой развития экономики не жестокую эксплуатацию человека и некоторых других живых существ, а поиск источников энергии, проходили в основном по разряду фантастики, то к 1910 г. они стали вполне обыденными. В те же два десятилетия ученые приступили к исследованиям, результатом которых в близком будущем станут компьютеры, космические корабли и атомная бомба. Человечество начало исход из деревень с тем, чтобы обрести в городах новый мир, намного более богатый и намного более сложный.
В то же время основным тягловым средством и в Бессарабии и в независимой Румынии оставались волы. В Европе эти животные были заменены более производительными лошадьми еще в 11 веке. Это может служить иллюстрацией того, что лишь ничтожное количество из всех составляющих человечество наций уверенно шло на острие научного и технологического прорыва. Остальным надо было догонять и приспосабливаться в меру своих умений и возможностей.
Хозяйка Бессарабии – Россия – в течение большей части 19 столетия увеличивала отставание от стремительно уходившего вперед Запада. Даже начатые после поражения в Крымской войне реформы в течение двух с лишним десятилетий не приводили к существенному экономическому подъему. В предпоследнее десятилетие 19 века рост ускоряется, а в 1890-е годы Россия достойно присоединяется к великому броску человечества в индустриальную эпоху. Недавний (и в значительной степени таковым оставшийся) заповедник средневековья становится одной из самых динамичных стран в мире, развиваясь такими же темпами как США, Германия и Япония, и быстрее, чем начавшие сдавать Великобритания и Франция. На юго-востоке Европы сравнимыми достижениями может похвастаться только хозяйка другой, западной части румынских земель – Венгрия. Начиная с 1890 г. среднегодовой рост валового внутреннего продукта России – 4%, а промышленное производство за последнее десятилетие 19 века увеличивается в два раза.
Создание колоссальной железнодорожной сети, высокотехнологичного машиностроения, освоение новых нефтяных и угольных месторождений требовало огромных инвестиций. Основным источником доходов России был экспорт зерна. В 1861 – 1900 гг. вывоз зерновых из России увеличился в пять с половиной раз. Бессарабия обеспечивала всего 3% российского производства зерна, но при этом 14% его экспорта. Сельское хозяйство края было продуктивнее, чем в центральной России, да и удобные порты ближе.
Но настоящей манной небесной для молдавских сельскохозяйственных производителей стало не это. На волне экономического подъема в Петербурге, Москве, Одессе и других городах необъятной страны складывался многочисленный средний класс, который больше не был готов довольствоваться щами и кашей, а хотел есть и пить не хуже аристократии. Экономика Бессарабии была готова откликнуться на эти запросы. За 1870 – 1900 гг. производство вина в крае возросло в 3 раза. А вывоз фруктов – в 20 раз.
Крестьяне Восточной Молдавии сохраняли способность много работать, мало потребляя при этом. Положительное сальдо в торговле края с другими российскими губерниями и внешним миром было громадным – в отдельные годы вывоз превышал ввоз в 5 раз. В разгар полевых работ до 130000 гастарбайтеров из внутренних областей России приезжали в процветающий край на заработки.
Городским хозяйством бессарабской столицы в 1877 – 1903 гг. ведал энергичный, аккуратный и свято веривший в прогресс немец Карл Шмидт. Он отстроил Кишинев по лучшим стандартам того времени – с электричеством (появившимся здесь в 1897 г.), водопроводом, трамваями, добротными и красивыми общественными зданиями. Построенные в те годы мэрия и органный зал (первоначально биржа) до сих пор являются самыми красивым архитектурными памятниками молдавской столицы. Правда, ушел он со своего поста при весьма драматичных обстоятельствах.
Восточномолдавские бояре составили основу класса землевладельцев, в наибольшей степени пользовавшегося плодами процветания бессарабской экономики. Их преданность российскому престолу, возможно пошатнувшаяся во время Крымской войны и передела помещичьих земель, теперь укрепилась еще больше. Так что пришедшая вместе с либеральными реформами новая волна русификации не вызвала у них возражений. В 1863 – 1867 гг. в Восточной Молдавии было окончательно свернуто образование на румынском языке. В 1875 г. на Бесарабию была распространена всеобщая воинская повинность. Теперь значительная часть молдавских крестьянских юношей в течение долгих 6 лет жила в русской языковой среде и обозревала необъятные просторы своей империи.
Доля молдаван в населении края в описываемое время еще несколько уменьшилась, но по мере прекращения притока переселенцев этот процесс остановился. По переписи 1897 г. из населения Восточной Молдавии, достигшего 1,9 млн., 47% приходилось на молдаван, 20% - украинцев, 12% - евреев. Но в городах расклад был совсем иной: 37% горожан были евреи, 24% - русские, 14% - молдаване.
Горожане, включая молдавскую элиту, получали образование на русском языке. Подавляющее большинство сельского населения не получало никакого образования. В 1897 г. уровень грамотности в бессарабской сельской местности составлял 12%. Так что молдавские крестьяне, получив возможность повысить свое благосостояние, по-прежнему пребывали в невежестве. И, следовательно, не имели таких же возможностей приобщаться к румынской национальной идее, как грамотные трансильванские крестьяне.
Да ее в течение долгого времени никто и не пропагандировал. Идеи освобождения от русского господства возникали только среди вышедшей из крестьян, и чувствовавшей себя чужой в русско-еврейской среде бессарабских городов немногочисленной молдавской интеллигенции. В 1870-х годах некоторые представители этой части бессарабского общества примкнули к народническому движению, но во время его разгрома в масштабах империи, восточномолдавские организации тоже быстро прекратили свою деятельность.
С другой стороны, в восточномолдавском обществе жил и идеологический мотив защиты традиционного православия перед лицом происходившей в Румынии вестернизации. Наиболее ярким проявлением этого течения стал теплый прием, оказанный в крае монахам крупнейшего в Молдавии Нямецкого монастыря, уехавшим за Прут в знак протеста против политики князя Кузы в отношении православия. Они создали монастырь Кицкань на Днестре около Тирасполя.
В течение последнего десятилетия 19 века правители России, наблюдая за возрастанием силы и богатства своей страны, имели основания думать, что она сможет успешно перейти к индустриальному обществу и догнать развитые страны Европы, сохранив множество архаичных элементов общественного строя, начиная от самодержавия наверху, заканчивая первобытными общинами в деревнях. До поры процветание позволяло не замечать, с какой пугающей быстротой тает лед деспотии, и набухают под ним бурные воды революции. Не понимать, что против империи теперь могут выступить не ватаги казаков на дальних окраинах и не мелкие группы радикальных дворян в столице, а либеральный средний класс и социалистический пролетариат. После двух десятилетий быстрого экономического роста эти группы насчитывали несколько миллионов человек и, будучи сосредоточены в жизненно важных центрах государства, представляли для царей смертельную опасность.
Начавшийся в 1900 г. мировой экономический кризис в России достиг наибольшей глубины (спад промышленного производства на 5%) к 1902 г. Население крупнейших центров империи реагирует на эти трудности такой волной протестов против властей, какую Россия не видела, скорее всего, со времен окончания великой смуты начала 17 века. На фоне демонстраций, забастовок и террористических актов в еще недавно аполитичной стране с невероятной быстротой создаются социалистические и либеральные партии.
В 1901 – 1902 гг. не самая крупная из новых российских политических группировок – Российская социал-демократическая рабочая партия – издавала в Кишиневе свою газету «Искра». Типография была нелегальной, так что большинство населения города, скорее всего, было не в курсе ее работы. Да и те, кто знал, вряд ли могли предположить, сколь грандиозные и драматичные перемены в судьбе России и еще многих стран, включая Румынию, сулит деятельность издателей небольшого подпольного листка.
Основное направление восточмолдавской реакции на нарастание политического кризиса в России было выдержано отнюдь не в духе социализма и особенно интернационализма. Хоть и разбогатевшая, но минимально затронутая урбанизацией и приливом новых идей, по-прежнему патриархальная и лояльная престолу Восточная Молдавия ответила на нарастание смуты вспышкой ненависти к традиционному объекту неприязни большинства консерваторов. И русские и молдаване, будучи народами пассивными и приверженными традиции, одинаково ненавидели предприимчивых пришельцев, составивших к началу 20 века самую значительную группу населения бессарабских городов – евреев.
Восточномолдавские помещики евреев тоже не любили, но скорее даже не своих бессарабских, а соседних. Львиная доля внешней торговли Восточной Молдавии была завязана на Одессу. Край получался как бы сельскохозяйственным придатком этого мощного финансового и торгового центра, что сформировало пренебрежительное отношение одесситов к молдаванам. А Одесса была преимущественно еврейским городом.
В феврале 1903 г. в городке Дубоссары при невыясненных обстоятельствах убивают подростка. В последующие недели население Кишинева имеет возможность испытать на себе всю силу средств массовой информации начинающегося 20 века. Популярная газета «Бессарабец», издаваемая выходцем из семьи молдавских помещиков Павлом Крушеваном, начинает из номера в номер внушать читателям мысль, что убийство совершено евреями в целях добычи крови христианского ребенка. Успех пиар-кампании был огромным – Крушевану удалось спровоцировать в Кишиневе настоящую войну. Русское и молдавское население города набросилось на евреев и в течение двух дней - 6 и 7 апреля 1903 г. – убивало и грабило их. Погибло 49 человек, а масштабы грабежей и разрушений были особенно впечатляющими – разгрому подверглись 1500 домов, почти треть от всех имевшихся в Кишиневе. С ужасом увидев, во что превратила ярость толпы только что отстроенный им город, и как мало материальный прогресс способствовал смягчению нравов, ушел в отставку городской голова Кишинева Шмидт.
С подачи приобретших к тому времени большое влияние на Западе еврейских общин именно апрельские события 1903 г. принесли Кишиневу беспрецедентную в его истории всемирную дурную славу. Эта была первая в череде атак на жизнь и имущество еврейского населения, последовавших в годы русских революций, так что именно из столицы Восточной Молдавии по миру пошло гулять русское слово «погром».
Подстрекательство к погрому стало не единственным из дел Крушевана, благодаря которым он может считаться одним из основателей современного антисемитизма. Во второй половине того же 1903 г. он издает теперь уже в Петербурге газету «Знамя», в которой впервые публикуются знаменитые «Протоколы сионских мудрецов». Нееврейское население Кишинева продолжает любить пламенного борца с еврейскими заговорами – в 1906 г. Крушевана избирают в городскую думу бессарабской столицы. Он становится одним из организаторов Союза русского народа. В провинции создается и собственная организация черносотенного толка – Бессарабская патриотическая лига. Крушеван умер в 1909г., а главным героем русских радикальных консерваторов и националистов стал другой выходец из Восточной Молдавии – Владимир Пуришкевич. Трижды – в 1906, 1907 и 1912 годах - бессарабцы избирали его в Государственную Думу. Но выборы в российский парламент сделались возможными только после революции 1905 г.
Будучи одним из очагов российского консерватизма, Восточная Молдавия долго оставалась невосприимчивой к расходившимся от центра империи волнам протеста. Пока демонстрации, забастовки и военные мятежи катилась по России, заставляя императора идти на уступки, юго-западный угол империи оставался спокойным все весну и лето 1905 г. Осторожной заявкой на восстановление национальных прав молдаван стало создание в 1905г. Молдавского культурного общества во главе с предводителем бессарабского дворянства Дическу. С его подачи земства края выступили за развитие начального образования на румынском языке. Лишь к осени развили серьезную активность бессарабские отделения унаследовавшей народническую традицию партии социалистов-революционеров, а местные либералы создали родственную кадетам Партию прогрессистов.
И все же к моменту развязки Восточная Молдавия оказалась готова. Когда в октябре 1905 г. оппозиция призвала к всероссийской политической забастовке, в крае остановились железные дороги и городской транспорт, закрылись учебные заведения. 10 тыс. человек собрались в Кишиневе на митинг с требованием либерализации политического строя России. Император отступил – манифестом 17 октября 1905 г. Николай II дал населению России политические свободы, включая право избирать парламент. В жестком, но в те годы не переросшем в полномасштабную войну, противостоянии гражданское общество России выбило из отчаянно цеплявшегося за старину монарха либеральные преобразования. За ними последовала радикальная модернизация экономической и социальной структуры страны.
Радикальное крыло революционеров захотело окончательно опрокинуть отступившую под натиском общества монархию. Последовало московское восстание. В Восточной Молдавии тоже были попытки начать войну против правительства. Самые отчаянные молдавские крестьяне пошли в отряд эсера Котовского, грабивший бессарабских помещиков до 1907 г. Гагаузы восстали более дружно, но не надолго. В январе 1906 г. была провозглашена Комратская (по названию центра гагаузской области) республика. В течение нескольких дней, прошедших до прибытия правительственных войск, республиканские власти успели распорядиться относительно раздела помещичьих земель между крестьянами и принять совершенно замечательное решение об отмене всех налогов.
А в марте 1906 г. состоялись выборы в первую Государственную Думу России. Молдаване получили возможность принять участие в формировании законодательной власти своего государства на 58 лет позже трансильванских, и на 42 года позже румынских собратьев. Избирательная система была демократичнее действовавшей в то время в Венгрии (об этом ниже), и напоминала румынскую. Для мужчин избирательное право было почти всеобщим, но не равным, в силу наличия квот (курий) для разных сословий. После ряда поправок в пользу имущих классов к 1907 г. распределение по куриям выглядело следующим образом: землевладельцы избирали 50,5% выборщиков (которые формировали состав парламента), крестьяне – 22,5%, две городские курии, цензовая и пролетарская, вместе взятые – 27%. Теперь бессарабцы смогли направить в Думу Пуришкевича, предоставив ему возможность страстно и бескомпромиссно бороться против русской свободы.
Когда революция уже близится к завершению, на политическую сцену выходит молдавское национальное движение. В 1906 г. создается Молдавская национально-демократическая партия. Ее целями провозглашаются восстановление автономии Бессарабии и передача помещичьих земель крестьянам. Но шансы партии на преодоление маргинального статуса таяли по мере стабилизации положения в Российской империи.
Сформированное в июне 1906 г. правительство Столыпина решительно подавило вооруженные восстания и террор, одновременно приступив к реализации реформ. Преобразования были призваны распространить капитализм, до сих касавшийся лишь городского меньшинства, на все русское общество. Основная задача столыпинских реформ - вывод крестьян из-под опеки общины - для Бессарабского края была уже давно не актуальна, но молдавское крестьянство вместе с сельским населением остальной империи получило в 1906 г. уравнение в правах с остальными сословиями, освобождение от выкупных платежей за полученную в 1868г. землю и программу поддержки создания фермерских хозяйств.
В условиях консолидации империи речи о восстановлении бессарабской автономии больше не заходило. Вопрос о развитии образования на языке местного населения продолжал стоять на повестке дня, но и эта инициатива не была реализована. В 1911 г. бессарабские же депутаты Госдумы выступили против предложения о введении в крае начального образования на румынском. Молдавское население продолжало учиться на русском. Зато масштабы обучения стали иными.
В 1908г. правительство империи приняло решение о введении всеобщего начального образования. За последние девять лет существования Российской империи положение в еще недавно безграмотной Восточной Молдавии изменилось радикально – в 1917 г. в школах училось 53% бессарабских детей. Руководил масштабными усилиями, серьезно поднявшими уровень грамотности по всей России, молдаванин, добравшийся до вершины социальной лестницы империи за считанные годы до ее гибели. Лев Кассо, занимавший в 1910 – 1914 гг. пост министра народного просвещения России, запомнился, правда, не столько усилиями по распространению всеобщего начального образования, сколько консерватизмом и притеснениями университетской автономии, что не раз вызывало острые конфликты со студентами и преподавателями и сделало его объектом ненависти русских либералов и социалистов.
Грамотность открывала молдавскому крестьянству новые возможности подъема по социальной лестнице. Дополнительный шанс молдаванам дали еврейские погромы. После 1903 г. около четверти еврейского населения Бессарабии покинуло край, так что молдаване смогли занять освободившиеся ниши в городской торговле и ремеслах. К исходу российского правления их доля в населении Кишинева возросла до трети.
А перспективы России сулили лучшее будущее и молдаванам, и евреям, и русским, и гагаузам как никогда ранее убедительно. В 1909 г. депрессия закончилась, и экономический рост возобновился с удвоенной силой. В отдельные годы оставшегося до начала Первой мировой войны короткого промежутка времени экономика России росла самыми быстрыми темпами в мире. К росту промышленности прибавился никогда ранее не виданный подъем в сельском хозяйстве. За 4 года (1908 – 1912) закупки сельскохозяйственной техники возросли в 6 раз. Это означало, что покинувшие сельские общины крестьяне создали сотни тысяч динамичных хозяйств, обеспечивших быстрый рост производства и начавших менять облик самых нищих и отдаленных уголков огромной страны.
А миллионы других крестьян уходили из разваливающихся общин в растущие города, чтобы там добывать себе лучшую долю, осваивая законы бездушного капитализма. Знакомый и привычный мир уплывал из-под ног мужиков и баб, выросших, как и бесчисленные поколения их предков, в лоне патриархальной общины. Беззащитность перед лицом наступавших промышленности, рынка, городов и буржуазии порождала чувство ужаса и безнадежности. И заставляла прислушаться к пророкам, которые объясняли – на самом деле все прекрасно, экономический прогресс не только ведет человечество к изобилию, но и подталкивает его к воссозданию чего-то подобного родной и привычной первобытной общине, только теперь в мировом масштабе. Остается совершить одно грандиозное усилие по созданию этой «всемирной деревни», и настанет рай на земле.
Смесь радужных надежд на возможности индустриального общества и жестокого стресса от ломки общества аграрного оказалась адской. Когда к ней поднесли запал мировой войны, грянул социальный и политический взрыв невиданной в истории человечества силы.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности