Япония. Период Хэйан
Прежде всего, интересно выяснить значение названия "Хэйан", данного историками 400-летнему периоду, который мы будем рассматривать. "Хэйан" - изображается двумя иероглифами "хэй" (мир) и "ям" (спокойствие). Само собой разумеется, что имя было заимствовано от "Хэйан-Кёо;", т. е. от названия столицы после того, как она стала в 794 году Императорской резиденцией. Но каковы же причины, в силу которых столица получила название "мир и спокойствие"?
Такие условия положили начало социальному брожению и неустойчивости, особенно среди правящих классов. Тогда, чтобы освободить правительство от вмешательства духовенства, Нара была оставлена духовенству, как город храмов и монастырей, а Императорская столица перешла в Нагаока (784 г.), чтобы установить политическую администрацию на своих собственных основаниях. Чтобы достигнуть этой цели более действительным образом и открыть правительству возможность развития на основе более широких политических понятий, столица через 10 лет (794 г.) была перенесена на новое место, которое было названо Хэйан-Кёо. Подчиненная Императору политическая администрация Империи была доверена правительственным чиновникам, над которыми возвышалась уже достигшая могущества фамилия Фудзивара. Оба эти перемещения столицы произошли в царствование Камму Тэнноо, вследствие его сильного желания обеспечить мир и спокойную жизнь всему народу. Таким образом, имя "Хэйан-Кёо" было символом желания и надежды на установление новой эры мира и спокойствия, свободной от политических неурядиц, беспокоивших правительство в Нара. В качестве нового центра социальной, экономической и политической жизни Империи, Хэйан-Кёо открыл век пышности и культурного блеска и оставался столицей Ниппон в течение 1 075 лет - до Реставрации Мэйдзи (1868 г.), когда столица была перенесена в Токио. Но по странной иронии истории, 400 лет, которые историки называют периодом Хэйан, т. е. периодом мира и спокойствия, были не вполне мирными и спокойными. Хэйанский период трудно излагать по двум причинам: во-первых, относительно последних 300 лет этого периода нет надежных исторических документов, так как официальные хроники - "Шесть национальных историй" - были составлены в конце IX века, а относительно последовавшего периода имеются лишь отрывочные материалы в виде дневников и семейных историй аристократов, литературных произведений и архивов храмов; во-вторых, период слишком продолжителен, чтобы возможно было охватить его в одной главе, если принять во внимание, что 400 лет хэйанской истории представляют собой столь же продолжительный период, как история Англии от Генриха VIII до наших дней, и на 100 лет дольше истории Америки со времени "отцов пилигримов". Поэтому мы постараемся дать лишь очерк более значительных движений и господствовавших политических течений этого периода. Мы также отметим быстрый рост, и по размерам и по количеству, освобожденных от налогового обложения поместий (сёоэн) и различные последствия, вытекавшие из этой феодальной системы держания земли; в этом обзоре мы отметим и причины, которые привели хэйанскую систему к падению, а сильный воинственный класс самураев - к возвышению. Со времени Первого сэссёо, Иосифуса, служившего при Сэйва Тэнноо, которому было всего восемь лет и которому он приходился дедом с материнской стороны, сменил его сын, Мотоцунэ, который был сэссёо при Иоозэй Тэнноо, а затем кампаку - при Уда Тэнноо. Политическое влияние фамилии Фудзивара было непоколебимо, ибо они не только обладали обширными поместьями (сёоэн), но также были теснейшим образом связаны с Императорским Домом кровными узами по женской линии в течение ряда поколений. Надо особенно иметь в виду, что хотя Фудзивара пользовались правительственной властью и выдавали замуж своих дочерей в Императорскую Фамилию, но никогда они не делали даже попытки узурпировать Трон. Традиции Императорской Династии глубоко укоренились в истории Ниппон. В этом состоит основной характер ниппонской истории. Мы подчеркиваем этот факт, так как он отличает историю Ниппон от истории других стран: в других странах те, кто достигал такого могущества, как Фудзивара, обычно свергали законных правителей и сами занимали их трон. Влиятельное положение Фудзивара видно и из того факта, что "Шесть национальных историй" были составлены под Императорским покровительством, главным образом, членами этой фамилии. Фубито, как уже было сказано, помогал Принцу Тонэри при составлении "Ниппон-сёки". Продолжение (с 697 г.) дает "Сёку-Ниппон-ги", составленная в 797 году в 40 томах Цугинава. Затем в 840 году появилась "Ниппон-Кооки", составленная в 840 году Фуюцугу. Далее последовала "Сёку-Ниппон-Кооки", составленная в 869 году Иосифуса, первым сэссёо и сыном Фуюцугу. Затем, в 879 году появилась "Монтоку-Тэнноо-Дзицуроку", составленная в десяти томах Мотоцунэ, вторым сэссёо, и, наконец, шестая и последняя официальная хроника - "Сандай-Дзизуроку", составленная под наблюдением сына Мотоцунэ, Токихара, в пятидесяти томах (901 г.). После "Сандай-Дзицуроку" составление официальных хроник прекратилось и, таким образом, изучение последних трех веков хэйанской истории стало исключительно трудным. Интересно отметить, что составление этих хроник под контролем Фудзивара шло параллельно с ростом богатства и политического значения этой фамилии, и, несмотря на это, на страницах этих официальных хроник расширение политического авторитета Государства после Нет нужды повторять, что Фудзивара занимали первое место среди этой аристократической бюрократии. Вследствие щедрых пожалований землей, в признание их заслуг Государству и в соответствии с их высоким придворным рангом, их владения чрезвычайно расширились и встречались во всех частях страны. Это крепкое экономическое основание дало Фудзивара возможность высоко подняться по политической лестнице и достигнуть самого высокого гражданского поста сэссёо-кампаку. Это сделало их центром изысканного хэйанского общества. Фудзивара достигли своего расцвета во времена Мичинага, через четыре поколения после Мотоцунэ, и его сына Иоримичи. Мичинага жил в Хасиодзи, который, по словам "Эйга-Моногатари", был настоящим раем. Иоримичи жил среди пышного блеска в вилле, которая сохранилась до нашего времени; это - "Зал Феникса" в Бёодооин. Именно эпоха Мичинага и Иоримичи и жизнь аристократии в этот век дали основу, краски и сюжет для романа "Гэндзи-Моногатари". И не только в этом большом романе, но и в других произведениях этого блестящего века - "Эйга-Моногатари" и "Оо-Кагами", - мы можем видеть в мельчайших подробностях, как протекала ежедневная жизнь Двора и как падкие к роскоши аристократы стремились к редким и дорогим привозным предметам, чтобы удовлетворить свои изысканные вкусы. Сведения относительно придворной жизни можно также найти в оставленных многими аристократическими фамилиями, главным образом Фудзивара, интересных дневниках, как например: "Мидоокампаку-Ки" - Мичинага, "Саюу-Ки" - Санэсукэ, "Чуюу-Ки" - Мунэтада и "Тай-Ки" - Иоринага. Закончив обзор могущества Фудзивара и блестящей придворной жизни, перейдем к обзору экономических условий хэйанской эпохи. Свободные от налогового обложения имения (сёоэн) аристократов были велики и находились во всех частях страны. Владельцы их назывались хонкэ (главный дом) или рёокэ (господский дом) теми, кто жил и работал на этих землях. Со своих имений аристократы получали, взимая оброки, все необходимое для того, чтобы жить в столице: продукты, одежду, строительные материалы и даже рабочих. Для управления имениями они имели в своих городских резиденциях контору (мандокоро), ведавшую доходами и всем, что относилось к управлению. В каждом из своих имений они ставили своего управителя, причем было два рода управителей: одни посылались в имение "господским домом", другие назначались из среды населения сёоэн’а. Как известно, эти имения состояли из земель, пожалованных Императорским Двором придворным чиновникам за их услуги Государству соответственно их придворному положению, или же из заимок, которые эти чиновники заняли и эксплуатировали, как свою собственность. С того времени, когда столица было перенесена в Нара, центральное правительство стало разрешать на определенный период частную собственность на земли тем, кто приводил их в культурное состояние; это было средством поощрения земледелия и увеличения национальных производительных сил, и приносило доходы в виде земельных налогов. Однако, и эти земли со временем становились свободными от обложения имениями придворных бюрократов.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности