Бразильская империя при Педру II
С 1831 по 1840 страна управлялась от имени молодого императора тремя назначенными регентами. Это было периодом борьбы местных групп за контроль над своими провинциями. С целью ослабить радикальные призывы к федерализму, республиканства и вражды в отношении португальцев, также как и призывы с противоположной стороны к возвращению Педру I на престол, регенты наделили значительной властью провинции в 1834 году. Бразилия была разделена на местные «патрии» (автономные центры региональной власти) с слабым контролем со стороны правительства в Рио-де-Жанейро, чьей функцией была защита от внешнего нападения и поддержка баланса между провинциями. Способность правительства осуществлять свою функцию была ослаблена, в том числе низким военным бюджетом, и созданием национальной гвардии из числа местной знати, которая охраняла региональные интересы. Восстания и бунты также часто возникали из-за недовольства британским контролем над бразильской внешней торговлей.
Например, только в Рио-де-Жанейро было пять восстаний в 1831—1832 годах. В восьми восстаниях периода 1834—1849 принимали участие представители низшего класса, индейцы, свободные чернокожие и рабы, что объясняется их жесткой эксплуатацией. Республиканские идеи проявлялись в некоторых из этих восстаний, например Война Фарапос (Farrapos) («лохмотья», 1835—1845) в Сена-Катарини и Рио-гранде-ду-Сул (Республика Пиратини). Другие, такие как Кабангем (Cabanagem) в Пара в 1835—1837, Сабинада (Sabinada) в Сальвадоре в 1837—1838, восстание Балаяда (Balaiada) в Мараньяне в 1838—1841 и восстание в Минас-Жерайс и Сан-Паулу в 1842 году проходили под монархистскими и антирегентсткими лозунгами. Эти выступления показывают, что формирование Бразилии не было мирным, наоборот, существовала острая конфронтация между государственной властью и провинциями, которая продолжалась в меньшей степени на протяжении следующего столетия.
Смерть Педру I от туберкулёза в 1834 разрушила надежды у приверженцев его возвращения и разрушила слабый альянс политических союзников. Регенты, которые пытались подавить восстания по всей стране, больше не могли удерживать единство страны. Бразилии угрожал раскол, который не произошёл по трём причинам.
Во-первых, армия была реорганизована как инструмент национального единства под руководством Луиса Альвера да Лима и Силва, который стал герцогом Кашиасским (Duque de Caxias).
Во-вторых, перспективы восстания рабов и распада общества стали очень реальными и требовали помощи правительства.
И в-третьих в общем понимании Бразилия все более рассматривалась как единая нация.
Региональные элиты собрались вокруг мальчика-императора и поддержали его в 1840. Обе палаты бразильского парламента на объединительной сессии, нарушив декрет Регентства о роспуске парламента, послали запрос императору о его согласии быть признанным достигшим необходимого для правления возраста немедленно. Император согласился. Через несколько часов Общие Сборы приняли решение короновать императора в возрасте 14 лет вместо 18, прописанных в конституции. Император был коронован 18 июля 1841 года под именем Педру II. Эта коронация была проведена в надежде, что новый император принесёт стране мир, единство и процветание.
В начале правления Педру II в 1840-х, Бразилия была объединена, восстания подавлены и многие законы переписаны. Законодательство стало более консервативным, чаще использовались подтасовки на выборах, организованные правительством. В 1842, например, Педру II использовал свою «сдерживающую власть», чтобы распустить недавно выбранную либеральную Палату депутатов и провести новые выборы, на которых консерваторы победили за счет наполнения избирательных урн фальшивыми бюллетенями.
«Сдерживающая власть», данная императору конституцией 1824 года, чтобы балансировать традиционные три ветви власти, давала ему право назначать сенаторов, увольнять законодательную власть и передавать контроль над властью от одной партии к другой. Следует отметить, что партии были в большой мере группировками парламентариев, чем идеологическими движениями, зависимыми от чётких электоратов. Государственное устройство имело искусственную природу, никакая партия открыто не имела отношения к крупным землевладельцам, которые управляли в регионах.
В 1850 Британия, уставшая от постоянных задержек Бразилией выполнения положения договора 1825 года о запрете работорговли, уполномочила свой военно-морской флот топить суда работорговцев даже в бразильских портах. Чтобы избежать открытой войны с Британией, парализации торговли и риска восстаний рабов, правительство запретило работорговлю с Африкой. Оно выслало из страны португальских работорговцев и инструктировало власти провинций, полицию и армию не допускать высадки судов работорговцев. За пять лет даже на чёрном рынке импорт рабов прекратился, несмотря на повышение цен на рабов. Хотя британцы приписывали заслугу себе, следует отметить, что это был первый случай, когда бразильское правительство сумело обеспечить выполнение закона на протяжении всего побережья. Также слабела внутренняя поддержка работорговли. Большая часть импортёров рабов были португальцами, которые продавали африканцев землевладельцам в долг под очень высокие проценты, что иногда даже вызывало банкротство и утрату собственности. Ксенофобия и долги землевладельцев способствовали поддержке закона.
Окончание работорговли имело целый ряд последствий. Во-первых, по мере роста экспорта кофе и в соответствии с ростом потребности в рабах в южных районах, где он выращивался, северо-восточные плантаторы продавали часть своих рабов на юг. Кроме того, парламент одобрил законы, которые способствовали иммиграции из Европы, также как и Земельный закон 1850. Во-вторых, окончание работорговли освободило капитал, который мог бы использоваться для инвестиций в транспортные и промышленные предприятия. В-третьих, Британия гарантировала невмешательство в бразильскую военную операцию по лишению власти в Аргентине президента Хуана Мануеля де Росас.
Кофе занимал большую часть экспорта во второй половине девятнадцатого века, составляя 50 % экспорта в 1841—1850 и 59,5 % в 1871—1880. Также был важным экспорт сахара, хлопка, табака, какао, каучука и мате. Обширные стада рогатого скота, на равнинах Минас-Жерайс и Рио-Гранде-ду-Сул к 1890 году сделали Бразилию вторым по объёму экспортёром мяса в мире. Заводы по засолу мяса (saladeros) в Рио-Гранде-ду-Сул отгружали высушенную говядину в районы выращивания кофе чтобы кормить рабов и вольнонаёмных работников (колонов). Кроме говядины, бразильцы ели богатые белком бобы, рис и кукурузу, которые выращивались в Минас-Жерайс и иммигрантских колониях Рио-Гранде-ду-Сул. Хотя межрегиональная торговля возрастала, в большинстве районов нормой все ещё оставалось местное производство.
Расширение производства кофе в 1850-х и 1860-х привлекло британские инвестиции в строительство железных дорог для транспортирования бобов к побережью. Железная дорога Сантос — Сан-Паулу (1868) была первым главным проходом через береговую гряду, которая ускорила развитие Южного плато. Также и на северном востоке железные дороги начали уходить вглубь страны от побережья. Железные дороги соединяли порт с ориентированными на экспорт районами, создавая серии анклавов, которые были соединены один с одним портом. Даже в двадцатом веке Бразилия все ещё чувствовала недостаток железных дорог и дорог, которые бы связывали главные города и экономические зоны. Страну объединяла запутанная сеть грунтовых дорог, по которым мулы перевозили товары и людей. Хотя это и кажется курьёзным, мулы сыграли важную роль в формировании бразильского общества, являясь важнейшим транспортным средством, косвенно принимая участие в распространении общего языка и культуры.
Империя утратила восточный берег Рио-да-ла-Платы, на котором возникло государство Уругвай в 1828, но продолжала вмешиваться в дела этой республики. Богатый бразильский бизнесмен, Иринеу Эванжелиста ди Суса, имел там столь значительные финансовые интересы, что его компания фактически была государственным банком Уругвая. Другие бразильцы владели около 400-ми большими имениями (estancias), которые занимали примерно треть территории страны. Они протестовали против налогов, которые уругвайцы взимали при перегоне рогатого скота в Рио-Гранде-ду-Сул и из неё, поддерживая стороны в постоянной борьбе между уругвайскими политическими фракциями Колорадо и Бланко. Многие гаучо из Рио-Гранде-ду-Сул не признавали независимость Уругвая и постоянно призывали к вторжению.
В середине 1860-х, имперское правительство тайно договорилось с властями Аргентины о замене режима Бланко в Уругвае на Колорадо. Бланко обратился к парагвайскому диктатору Франсиско Солано Лопесу (1862—1870), который боялся своих больших соседей и рассматривал угрозу Уругваю как угрозу себе. Маленькая страна, которая не имела выхода к морю, Парагвай имел самую большую армию в регионе: 64 000 солдат, по сравнению с бразильской армией в 18 000. В 1864 году Бразилия и Аргентина договорились действовать вместе в случае войны с Лопесом и сохранить режим Бланко. В сентябре 1864 года не принимая во внимание, что Лопес может пойти на такой шаг, Бразилия послала войска в Уругвай. Обе стороны неверно оценили намерения и возможности друг друга. Парагвай отреагировал захватом бразильских судов на Рио-Парагвай и напал на провинцию Мату-Гросу. Солано Лопес ошибочно ожидал помощь от настроенного против Буэнос-Айреса населения, послал значительные силы в Уругвай и Рио-Гранде-ду-Сул и втянул себя в противостояние как с Аргентиной, так и с Бразилией. В мае 1865 года эти страны и Уругвай во главе с Колорадо вступили в альянс, который поставил цель разделить спорную территорию Парагвая между соседями, открыть парагвайские реки для международной торговли и снять Солано Лопеса с поста президента. К сентябрю 1865 года союзники оттеснили парагвайцев из Рио-Гранде-ду-Сул и перенесли войну в Парагвай.
В сентябре 1866 года защищая свою родину, гуарани-язычные парагвайцы разбили союзников в Курупайте. Аргентинский президент Бертоломе Митре (1861—1868) отвёл большую часть войск домой чтобы подавить протесты против своей военной политики, оставив бразильцев одних. Генерал Лима и Силва, герцог Кашиас, принял командование силами союзников и добился падения Асунсьона в начале 1869 года. Солано Лопес был расстрелян, а Парагвай оставался оккупированным до 1878 года.
Война была такой затяжной по нескольким причинам. Во-первых, парагвайцы были лучше подготовлены и провели эффективное наступление в начале войны. Даже позднее, когда война перешла на их собственную землю, они имели преимущество в знании территории, подготовке обороны и лояльности населения. Во-вторых, бразильцам было нужно много времени, чтобы собрать силы, обеспечение которых стоило очень дорого. В-третьих, Аргентина, надеясь улучшить послевоенную ситуацию по сравнению с Бразилией, частично задерживала военные действия, чтобы ослабить империю.
Война имела важные последствия для Бразилии и области Рио-де-ла-Плата. Война оставила Бразилию и Аргентину один на один с разбитым Парагваем и зависимым Уругваем, в ситуации, которая вскоре превратилась в напряжённую конкуренцию с неоднократными вооружёнными столкновениями. Парагвай понёс тяжёлые потери от боевых действий и болезней, по оценкам они составляют 7/8 населения, экономически страна была откинута далеко назад. В Бразилии война способствовала росту производства, профессионализации вооружённых сил и их концентрации в Рио-Гранде-ду-Сул, строительству дорог и концентрации иммигрантов в южных провинциях, как и к усилению власти центрального правительства. Важным обстоятельством для последующей истории страны стало то, что война вывела армию на политическую арену. Офицеры поняли, что война выявила отсутствие опыта и организации в армии, в чем они обвиняли гражданских чиновников. На протяжении последующих десятилетий офицеры-реформисты, стремясь модернизировать армию, перешли к острой критике политической структуры Бразилии как преграды к модернизации.
Конец войны совпал с возрождением республиканства, в это время либералы нашли новый путь к популярности. После краха в 1867 году недолгой мексиканской монархии Максимилиана, Бразилия оставалась единственной латиноамериканской монархией. Значительный экономический рост Аргентины в 1870-х и 1880-х служил эффективной рекламой республиканской системы правления. Республиканская пропаганда развернулась в провинциях, особенно Сан-Паулу и Рио-Гранду-ду-Сул, где люди не верили в выгоды от императорской политики. Республиканский манифест 1870 года провозглашал: «Мы находимся в Америке и мы хотим быть американцами. Монархия враждебна интересам американских государств и будет непрерывным источников конфликтов с соседями».
Республиканцы требовали отмены рабства, чтобы стереть пятно с Бразилии, которая осталась единственной рабовладельческой страной (кроме испанской Кубы) на полушарии. Не так чтобы они считали рабство позорным с моральной точки зрения, но оно оказывало неприятное впечатление на европейцев. Отмена рабства, которая прошла в 1888 году, не означала, что либералы хотели глубокой социальной реформы или хотели создать демократическое общество. Их аргументы против рабства были скорее из области эффективности чем этики. Получив власть, республиканцы ввели жёсткую систему социального контроля над рабочей силой.
Бразильская социальная система функционировала через переплетённую сеть патронажа, фамильных взаимоотношений и дружбы. Государственные учреждения, капиталистическая экономика, церковь и армия развились в «паутине патронажу», контакты и протекция, вместо способностей человека, определяли успех фактически на всех должностях, человек не мог существовать в бразильском обществе без друзей и семьи. Такая социальная система была очень гибкой в реформировании себя самой. В 1870-х и 1880-х кризис проник в каждый из трех столпов императорского режима — церковь, армию и рабовладельческую систему. Вместе эти кризисы показали неспособность режима приспосабливаться к изменениям этих основ.
В 1870-х Рим начал оказывать давление на бразильскую католическую церковь, чтобы та согласилась с консервативными реформами Первого Ватиканского Собора, которая усилила власть папы, провозгласив его наивысшим авторитетом в делах веры и морали. Эти усилия Рима по объединению церкви по всему миру противоречили императорскому контролю церкви в Бразилии. Корона унаследовала «патронаду», или право духовного патронажа, от своих португальских предшественников. Это право передавало государству контроль над церковью, которую имперские власти рассматривали как часть государства. Хотя некоторые церковнослужители показывали республиканские настроения и раньше, широкий церковно-государственный кризис возник только в середине 1870-х из-за римских усилий по европеизации церкви.
Значение кризиса в армии очевидно, поскольку она правительство потеряло её поддержку. После Войни Тройного Альянса (1864-70) монархия безразлично относилась к армии, которую гражданская элита не замечала как угрозу. Финансовые проблемы 1870-х упростили продвижение по службе, жалование было маленьким, и офицеры жаловались даже на необходимость платить в фонд вдов из их мизерного жалования. К солдатам плохо относились в обществе, дисциплина была основана на батоге, а обучение казалось бесцельным. Политические партии были так же равнодушны к армии, как и правительство к вопросам военной реформы, к обязательной военной службе, лучшему вооружению и повышению жалования и статусу. На протяжении 1870-х годов недовольство сдерживалось уменьшением роли национальной гвардии, неудачной, но хорошо принятой попыткой улучшить систему обеспечения и, особенно, службой в кабинете отличившихся в боях военных, в частности герцога Кашиаса в должности премьер-министра (1875-78) и маршала Ману эля Луиса Осирио, маркиза Эрвала в должности министра обороны (1878). Но последний умер в 1879 году, а Кашиас через год после него, после чего военными лидерами стали офицеры менее лояльные трону. Ряды младших офицеров были заполнены представителями среднего класса, которые вступили в армию, чтобы получить образование и сделать военную карьеру. Они больше думали, чем их предшественники, о социальных изменениях, которые открыли бы больше возможностей для мелкой буржуазии.
Офицерский корпус не был единым в отношении к власти, самая старшая группа, которая помогла пресечь региональные восстания 1830-х и 1840-х и пережила Войну Тройного альянса, была достаточно лояльной существующей системе. Младшие офицеры не принимали участия в войнах, но имели лучшее образование, они не были привязаны к старому режиму и были недовольны отсутствием карьерного роста и состоянием армии в мирное время.
Бразильская политическая традиция позволяла офицерам занимать государственные должности, таким образом стирая разделение на военных и гражданских. Как депутаты парламента, офицеры активно критиковали правительство, в 1880-х они принимали участие в провинциальной политике, выступали на публике и принимали участие в газетных дебатах. В 1884 году гражданский министр обороны попробовал запретить офицерам публичные выступления, но наказание офицеров, которые нарушали это правило, привело к волне протестов во главе с фельдмаршалом Мануэлем Деодоро ди Фонсека и генералом Жозе Антонио Корьера ди Камара, которые вынудили министра уйти в отставку в феврале 1887 года и падению кабинета в марте 1888.
На фоне церковного и военного кризиса проблема рабства значительно подточила поддержку элиты. Члены Либеральной и Консервативной партий вышли из той же социальной группы, собственники плантаций составляли половину обоих партий, остальные были бюрократами и лицами свободных профессий. Идеологические различия между партиями были минимальны, но фракционная и личная конкуренция в их границах усложняли партиям приспособление к изменениям социальной и экономической ситуации. В результате последнее десятилетие империи было отмечено значительной политической нестабильностью. Между 1880 и 1889 было десять кабинетов министров (семь в первые пять лет) и трижды — парламентские выборы, парламент ни разу не был способен отработать весь свой срок. Частое использование сдерживающей власти вызвало протесты, даже среди традиционных монархистов.
Отношение к рабству постепенно менялось, Педру II уже был на стороне отмены рабства, во время войны Тройного альянса рабы, которые служили в армии, были освобождены. В 1871 году кабинет Риу-Бранку принял закон, освобождающий новорождённых, который требовал от владельца кормить их до возраста в восемь лет, когда правительство могло освободить их за компенсацию или владелец мог использовать их как рабочую силу до 21 года. В 1884 закон освободил рабов в возрасте старше шестидесяти лет. К 1880-м география рабства также изменилась и экономика стала меньше зависеть от него. Из-за освобождения (по большей части с условием остаться на плантациях) и частых побегов рабов, их общее число в стране снизилось с 1 240 тыс. в 1884 до 723 тыс. в 1887, большая часть рабов теперь была на производящем кофе юге вместо производящего сахар севера. Но даже плантаторы в Сан-Паулу, где доля рабов в населении упала с 28,2 % в 1854 до 8,7 % в 1886, понимали необходимость новой системы организации труда. Провинциальные власти активно начали субсидирование и поощрение иммигрантов. Между 1875 и 1887 около 156 тыс. человек прибыло в Сан-Паулу. Тем временем спрос на дешёвых работников на плантациях сахарного тростника северного востока был удовлетворён за счёт жителей сертао, которые бежали от разрушительной засухи 1870-х.
Экономическая картина также изменялась, освобождённый от инвестиций в рабов капитал вкладывался в железные дороги, другой транспорт, торговлю и промышленность. В определённой мере, эти инвестиции обеспечивали защиту от нестабильности сельского хозяйства.
Тем временем рабы оставляли плантации в больших количествах, и активное подполье поддерживало беглецов. Во время отсутствия императора армейские офицеры подали петицию принцессе-регентше Изабель с просьбой освободить их от обязанности преследования беглых рабов. Фельдмаршал Теодору ди Фонсека, командующий в Рио-Гранде-ду-Сул, объявил в начале 1887 года что армия «должна выступить за отмену рабства». Сборы Сан-Паулу подали петицию парламенту для непосредственной отмены рабства. Бразилия оказалась на грани социальной революции, хотя даже плантаторы понимали, что отмена рабства была путём избежать хаоса.
Так называемый Золотой Закон, который 13 мая 1888 года отменил рабство, не был актом большой храбрости или признания того, что рабство не было более жизнеспособным. Экономика быстро оправилась после нескольких потерянных урожаев, и только небольшое число плантаторов закончили банкротством. Рабство закончилось, но плантации выжили, как и классовое общество. Многие из бывших рабов остались на плантациях в тех же условиях, получая мизерную заработную плату. К ним присоединялись волнами иммигранты, которые часто находили условия невыносимыми, и перемещались в города или возвращались в Европу. Не было установлено никакой организации, которая бы занималась улучшением жизни бывших рабов, они были оставлены внизу социальной структуры, где их потомки остаются и в XXI веке. Новые тюрьмы, построенные после 1888 года, скоро наполнились бывшими рабами, поскольку общество стало использовать другие формы общественного контроля, в частности, переквалифицировав преступления.
Империя пала, поскольку элите она больше не была нужна для защиты своих интересов, имперская централизация не выполняла требования местной автономии. Республиканцев привлекал федерализм, в котором некоторые видели путь противостояния олигархам, которые использовали патронаж чтобы остаться при власти. В ранней республике, тем не менее, олигархи легко приспособились и использовали накопленные власть и опыт для управления новой государственной системой. Воспользовавшись правительственными кризисами 1888 и 1889 годов и неудовлетворённостью среди армейских офицеров, республиканцы выступили за революционные изменения вместо постепенных, за которые выступал фельдмаршал Фонсека. Переворот произошёл в ноябре 1889, он начался как вооружённая демонстрация, которая требовала замену кабинета, но быстро переросла в переворот, который сверг императора Педру II. Смена строя произошла бескровно. К императорской семье отнеслись с должным уважением, но предложили покинуть страну.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности