Хеттское царство. Внутреннее устройство
Сельскохозяйственное производство в Хатти, непосредственно зависевшее от географических и климатических факторов, определивших специфические черты хеттского общества, как известно, не было основано на ирригационной системе, хотя хетты не игнорировали искусственного орошения. Маловодность рек, узость речных долин и горный рельеф Центральной Малой Азии не позволяли развить широкую оросительную систему, как это было в обществах, основанных на ирригации (в Двуречье, Египте, Индии, Китае).
Однако территория расселения племен, проживавших в Центральной Малой Азии, была неплохой базой для развития земледелия и скотоводства (континентальный климат с холодной и снежной зимой и знойным летом, степные просторы), а также ремесла. Сельскохозяйственное производство почти всецело поглощало труд хеттского населения и являлось основой существования всего общества Центральной Анатолии.
Земледелие в Хатти достигло значительного для того времени развития и превратилось в многоотраслевое хозяйство, в состав которого помимо хлебопашества входили также садоводство, виноградарство, выращивание масличных культур и т.д. Существовали самые различные земельные участки в зависимости от их назначения: поля, сады, виноградники, луга, пастбища, леса, горные участки, огороды, поля для бахчевых культур и овощей и др. Обращалось внимание на месторасположение земельных участков, характер почвы, близость воды, наличие орошения, виды культивируемых растений. Строили небольшие плотины, каналы, резервуары для хранения дождевой воды. Государственная власть заботилась о строительстве, эксплуатации, очистке и охране подобных сооружений и сурово карала за их нарушение. Обработка земли производилась при помощи мотыги, лопаты и сохи (иногда с металлическим лемехом). В плуг впрягали волов.
Основной сельскохозяйственной культурой являлись хлебные злаки (ячмень, который рассматривался как мерило стоимости, пшеница, эммер). Большое внимание уделялось садовым культурам (плодовые деревья, фрукты, оливковое дерево) и виноградникам. Большая часть хеттских законов имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственным культурам и содержит наказания за их повреждение.
Важнейшей отраслью сельского хозяйства у хеттов являлось скотоводство. Животных часто делили на крупный (бык, мул, осел и др.) и мелкий скот (овца, коза, свинья и т.д.); особо выделялись лошади, которые играли важную роль в военном деле: появление и широкое применение военной колесницы было связано именно с развитием коневодства. Хетты учились наиболее совершенным методам тренировки боевых коней по хурритским пособиям, переведенным на хеттский язык из учебника хурритского коневода Киккули. Хеттские законы сохранили нам сведения о ценах на различный скот.
Хетты классифицировали скот по возрасту, породистости и назначению, в основе же подсчета численности скота лежали "единицы измерения": бык и овца. Эта последняя являлась мерилом стоимости и приравнивалась к денежной единице - 1 сиклю серебра. Большую ценность представлял пахотный бык (вол), как и племенной бык и племенная лошадь, за кражу которых устанавливалась огромная компенсация (10 - 15-кратное возмещение). Вообще, скот был поставлен под защиту закона. Наказания за воровство скота, а также за другие преступления в связи со скотом были довольно суровы.
В Хатти были развиты птицеводство и пчеловодство. Занимались и рыболовством и охотой.
Развитие разных отраслей сельского хозяйства имело важнейшее значение для общего экономического благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Производимые продукты земледелия и скотоводства использовались не только для внутренних потребностей жителей Хатти (в том числе в религиозной сфере для различных ритуалов и жертвоприношений), но и для товарного производства, обслуживавшего внутренний и внешний рынок.
Значительного развития достигли различные ремесленные производства, в особенности гончарное дело и металлургия. В письменных источниках хорошо отражена деятельность плотников, каменщиков, ювелиров, гончаров, пекарей, сапожников, прядильщиков, портных, ткачей, рыбаков, поваров, медников, "делателей" разных металлов и др. Иногда встречаются кварталы, которые можно определить как профессиональные мастерские. Поблизости от Аладжа-Хююка был раскопан квартал горшечников с двумя печами для обжига гончарных изделий. В Богазкёе обнаружен квартал, в доме-мастерской которого осталось большое количество металлургического шлака. Прядением и ткачеством занимались на дому: большое количество веретен и грузиков от ткацких "станков" обнаружено во многих поселениях Центральной Анатолии.
Добыча и обработка металлов (меди, бронзы, золота, серебра, железа) и поделочных камней (ляпис-лазури, мрамора, яшмы, диорита) издавна занимали значительное место в хозяйственной жизни населения Малой Азии, территория которой была богата полезными ископаемыми. Наиболее распространенными металлами у хеттов были медь и бронза, из которых производили основные виды орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т.п. Золото и серебро имели меньшее практическое применение, если не считать их важное значение (в особенности серебра) в качестве мерила стоимости. Из них изготовлялись посуда, различные украшения, предметы культово-ритуального значения и т.д.
Производство и применение железа занимали особое место в хозяйственной жизни хеттов, что подтверждается и новейшими данными хеттских клинописных текстов, датируемых XV - XIII вв. до х.э. Существовали разные виды метеоритного и земного, рудничного железа ("железо" и "небесное железо", "черное железо", "хорошее железо", "железо очага"). По обработке "хорошего железа" (видимо, стали) Центральная Малая Азия занимала исключительное положение среди современных хеттам стран Ближнего Востока, которым также была известна железная металлургия. В хеттских текстах сохранились сведения о весе (от 1 сикля, т.е. ок. 8,4 г, до 90 мин, т.е. ок. 45 кг) и размерах (от 3 пядей до миниатюрных, не считая размеров трона, скипетра, копья, кинжала, многих сосудов и т.д.) железных изделий. В большом количестве изготовлялись из железа ларцы, какие-то "длинные сосуды", кинжалы и ножи и их лезвия (клинки), постаменты для статуэток божеств, сами статуэтки, булавы, гвозди (колышки), молотки, топоры, разные предметы культово-ритуального назначения, предметы роскоши и т.д. В хеттских текстах упоминаются кузнецы по железу ("железоделатели"), сопоставляемые с кузнецами по золоту, серебру и меди. Железо производили в разных местах Хеттского государства, в особенности в северных и северо-восточных районах.
Торговые отношения развивались в Хатти, правда, не так интенсивно, как это было в Анатолии во время "каппадокийских" табличек (XX - XVIII вв. до х.э.), однако торговля в Хеттском государстве была высоко развита. Если в период ассирийских торговых колоний в Малой Азии ведущую роль в торговле играли иностранные купцы, то в хеттскую эпоху положение изменилось: основные торговые операции в Хатти вели хеттские купцы. Объектами купли-продажи были скот, металлы, поделочные камни, рабы (в основном из числа депортированных), земельные участки, мясо, кожа, разные сельскохозяйственные продукты, ткани, одежда и многие другие товары. Хеттские купцы активно участвовали во внешнеторговых операциях, охватывавших многие страны Ближнего Востока, функцию денег выполняло серебро, эквивалентом которого часто выступала овца (стоимость могла оцениваться и в зерне). Значительно реже в качестве денег выступали золото и медь. Были установлены цены на различные товары.
Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора). Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т.д.).
Государственные земли могли быть переданы - обычно в виде целых поселений - разным царским (дворцовым) и храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные "дома"-хозяйства: "дом царя" (иногда называвшийся "домом Солнца"), "дом царицы", "дом дворца" и т.д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их" была прикреплена к "дому". В числе храмовых хозяйств были "дома бога" (т.е. храмы), так называемые каменные дома, дома печати, дома таблички и т.п. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. "Дома" передавались в эксплуатацию различным царским или храмовым служащим, как правило вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала.
Крупные "дома" государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства - индивидуальные "дома", которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов - саххан и луцци. Саххан - это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть, изделия ремесла и т.д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих ("господина страны", начальника округа, градоначальника и т.д.). Луцци - трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали в себя и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, которые включались в хеттское войско.
От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы, непосредственные производители которых трудились только в пользу "бога". Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, так и на храм.
Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных ("рабов"). С самого начала "свободными" назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственних повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но и в пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились "знатными, почетными, благородными", т.е. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупными земельными участками), для которого трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания. Впоследствии же - с периода Новохеттского царства - выражение "свободный человек" обозначало все категории социально свободных людей - от высших слоев общества до низших его групп.
"Несвободными" же были лица, лишенные социальной свободы, находившиеся в определенной зависимости (самым бесправным существом был раб в прямом значении слова, так как он был собственностью хозяина). Существовали разные категории "несвободных". Такими были как совершенно бесправные рабы, всегда являвшиеся объектами права и стоявшие вне гражданской общины, так и те, которые имели определенные права - были субъектами права, членами гражданской общины. Они имели свои "дома" (хозяйства), включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения), определенное количество собственного скота и рабочий персонал - своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие "зависимых, несвободных, подневольных людей" хеттского общества.
Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в "Анналах Мурсили II" шумерским термином намра (по-хеттски читался как арнувала), т.е. "депортированные" (уведенное в плен население покоренной территории). Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению самой страны Хатти.
В хеттских источниках довольно четко отражены формы эксплуатации: рабская и нерабская.
Рабскую эксплуатацию в хеттском обществе не следует рассматривать как главный фактор, определяющий характер хеттского социального организма. Этот последний определялся общественным слоем социально свободных, но экономически зависимых хеттских общинников как основных производителей материальных благ в Хеттском государстве. И в количественном отношении свободный общинник был основной фигурой хеттского общества. Правда, иногда происходил процесс вытеснения труда общинников рабским трудом, который временно даже приобретал преобладающее значение. Наибольшее применение рабского труда имело место в эпоху Новохеттского царства, когда хетты с успехом вели завоевательные войны. В мирное же время (в особенности с периода царствования Хаттусили III) приток депортированных людей прекращался, что сказывалось на социальном составе населения, число рабов резко уменьшалось, а сельская община приобретала прочное положение. В таких случаях рабство принимало патриархальный характер и значительно уменьшалась его роль в экономике страны.
Нерабская эксплуатация была выражена в формах отработочной повинности, а также наемного труда. Способы рабской эксплуатации сочетались с формами нерабской эксплуатации.
Государство у хеттов имело рыхлую структуру. В этом отношении оно не отличалось от Митанни и других сравнительно недолговечных государственных образований Малой Азии, Сирии и Северной Месопотамии. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна, и царица, которая могла носить титул тавананна. Царь выполнял важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации: она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы.
При царском дворе находилось множество должностных лиц и служителей: "сыновья дворца", "оруженосцы золотого копья", "люди жезла", "надсмотрщики над тысячей", "виночерпии", "стольники", "повара", "чашники", "брадобреи", "хлебопеки", "доильщики" и др. Царя обслуживали "кожевники", "сапожники", "изготовители царских боевых колесниц" и т.д. Они назывались "рабами (слугами) царя", хотя не были рабами в прямом смысле слова. Все они получали за службу участок земли на прокорм.
Храмы представляли собой крупные хозяйства, аналогичные по структуре царскому. Служителями храма были "великие жрецы", "малые жрецы", "помазанники", "музыканты", "певчие", служители "кухни" ("кравчие", "стольники", "повара", "хлебопеки", "виноделы"), непосредственные производители (пахари, пастухи, овцеводы, садовники). Все они обозначены как "божьи рабы и рабыни". В действительности же и они не были собственно рабами.
Законам у хеттов приписывалось божественное происхождение, хотя в их текстах это и не отражено. Дошедший до нас сборник законов состоит из двух основных таблиц, которые были составлены еще в начале древнехеттского периода (существует и позднейший вариант законов, датируемый XIII в. до х.э.). Хеттские законы уделяли большое внимание защите собственности, в особенности собственности "свободного" человека. Они устанавливали твердый тариф цен - доказательство известного развития товарно-денежной системы (приводятся и цены на рабов-ремесленников: гончаров, кузнецов, плотников, кожевников, портных, ткачей, птицеловов - от 10 до 25 сиклей серебра). Целый ряд параграфов посвящен семейному праву, а также праву наследования. Семья у хеттов носила патриархальный характер: во главе ее стоял отец. Его власть распространялась не только на семейную собственность, но и на жену и детей, хотя права главы семьи по отношению к ее членам не были безграничны. Существовали различные формы брака: брак, подразумевавший уплату определенной суммы со стороны семьи жениха; брак эрребу, при котором зять входил в семью невесты, уплатившую выкуп; брак-похищение. Разрешались браки между различными категориями свободных и несвободных.
Если в результате слияния хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский этнос, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли также хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.
Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из самых ранних автобиографий - "Автобиографией Хаттусили III". В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока ("Эпос о Гильгамеше", хурритские мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарби - "Песнь об Улликумми". Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с "Теогонией" Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу. Сюжет "Песни об Улликумми" очень похож на гесиодовский миф о Тифоне.
Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них - "Миф об Иллуянке", легший в основу протохеттского новогоднего ритуала. Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником - драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые отмечены во время новогодних праздников у разных народов мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь появляющемся божестве - "Миф о Телепину". Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево, что очень напоминает использование елки в рождественских и новогодних празднествах.
Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных - сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, выполненные "хеттской" (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.
Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала "тысяча богов Хатти", включавшая божества хаттского, индоевропейского (неситского, лувийского, палайского, арийского), хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый "царем неба, господином страны Хатти", супругой которого считалась богиня Солнца из Аринны - "госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти".
Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы. Многие из них продолжались в позднюю эпоху в Северной Сирии И на восточной периферии Анатолии, где в I тысячелетии до х.э. образовалось несколько "новохеттских" (на самом деле лувийских) княжеств, общим названием которых было также "Хатти". Видимо, какие-то группы хетто-лувийцев сохранялись и далее к югу, что легло в основу библейских преданий относительно существования хеттов в Палестине и Сирии с древнейших времен.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности